Great Grandmaster Lum Wing Fay (Lum Sang) 林榮輝

lam-sang 1910-1992

 

Мастер 4-го поколения направления Южного Богомола, школа «Бамбуковый Лес».

Лам Винг Фэй, также известный под именем Лам Санг, или Мистер Лам. Имя Лам Санг было дано ему его учениками в США, Нью-Йорк в 50-х годах 20-го века. Это были эмигранты первого поколения и потомки выходцев китайского клана Хакка. Такое имя было неуважительно по отношению к Учителю. По этой причине имя Лам Санг никогда не употреблялось в его присутствии.

История знакомства Лам Винг Фэя со своим учителем известна из уст самого Мастера. Буддистский монах Лее Сайм (Lee Siem) приехал в 1920-м году в Гонконг с миссией восстановления монастыря Джук Лум (Jook Lum) в городе Коулун – (Kowloon). Также ему было поручено руководить строительством нового монастыря Chuk Lam Sim Yuen в Макао (Macao). На тот момент Мастеру третьего поколения стиля было около 100 лет. Преклонный возраст требовал иметь помощника и компаньона. Им-то и стал Лам Винг Фэй. Заметим, что к тому времени Мистер Лам имел некоторый опыт практики Кунг Фу под руководством Мастера Chung Yu Chang. Юноша считался «младшим братом» – младшим учеником в школе.

Последующие семь лет он путешествовал вместе с Учителем. Лам Винг помогал монаху в религиозной миссии, решении каждодневных проблем и практиковал Кунг Фу под его руководством.

В начале 1930-х Лам Винг Фэй оседает в городе Коулун, Гонконг, и открывает там свою первую школу: «Kwong Sai Jook Lum Temple Tong Long Pai».

Маститостью сложения будущий Мастер не отличался. При весе 54 кг он был ростом 154 см. Однако, это никак не сказывалось на его боевых способностях. Среди учеников, позже, в США к нему приклеилась кличка «обезьянка». Немудрено, что обладатель такой анатомии тела в своей личной практике и обучении других подчёркивал необходимость развивать чувствительность, мягкость, мобильность и способность использовать усилия, исходящие от противника.

Перед эскалацией войны с Японией, в конце 1930-х, патриарх Lee Siem возвращается в Коулун, чтобы объединиться со своими учениками, Chung Yu Chang и Lum Wing Fay. Там они принимают решение об эмиграции младшего из них для того, чтобы сохранить школу «Джук Лум». Мистер Лам немедленно уезжает в Англию. Скоро после этого, в 1937-м году, японская армия оккупирует Гонконг.

Новым домом для преемника стиля Джук Лум становится Ливерпуль в Англии. Знакомства среди достаточно большой общины Хакка в Ливерпуле помогают ему открыть школу и начать учить молодых китайцев своему Кунг Фу. Школа просуществовала 5 лет. Вторая Мировая Война принесла в Англию ночные воздушные бомбёжки. Следуя наставлению Своего Учителя сохранить стиль, Лам Винг Фэй иммигрирует второй раз. В этом случае целью его вынужденного путешествия становятся Соединённые Штаты. В 1942-м году он садится на пароход, рейс которого закончился неудачно. Он был подбит кораблём немецкого флота. Однако тонущее судно удалось спасти, и с помощью военного эсминца США пришвартовать в одном из портов штата Вирджиния. Среди снятых с борта был Лам Винг Фэй.

Естественным местом осёдлости вновь прибывших китайских эмигрантов в Нью-Йорке был Китайский Город (China Town). Лам Винг Фэй не был исключением, тем более что его имя уже было уже известно здесь в среде Хакка. Старшее поколение клана пыталось сохранить народные традиции и привить чувство принадлежности к китайской культуре у молодёжи, привезённой сюда детьми или уже родившихся в Америке. У Мастера не было недостатка в предложениях преподавать Кунг Фу. Первым местом становится «Китайская Ассоциация Хакка» на Pell Street, в Китайском Городе. Название школы было незамысловатым: “New York Hip Sing Tong”.

Негласные этические правила того времени в среде последователей Боевых Искусств были консервативны и достаточно строги. Так, община Хакка считала стиль Южного Богомола частью своего кланового наследия. Поэтому учениками Лам Винг Фэй были исключительно молодые люди китайского происхождения, имеющие родство с общиной. Школа Мастера приобретает популярность, число посетителей растёт. Вместе с открытыми публичными классами, он начинает давать частные уроки для продвинутых учеников. С известностью появляются и желающие проверить силу Лам Винг Фэя. Приходят вызовы из других школ, чтобы «испытать руки» Учителя. Мастер Лам Винг Фэй был очень разборчив в выборе соперников и принимал приглашения только от Мастеров с хорошей репутацией. Для этого были свои основания. Правила поединков были очень размывчаты и могли закончиться фатальным исходом. Обе стороны, как правило, полагались на добропорядочность друг друга. Поединок проходил в полную силу, однако в критический момент, когда мог быть нанесён смертельный удар, выигрывающий схватку останавливал своё действие. Проигравший имел право признать своё поражение и закончить бой, или попросить о продолжении. Такая практика «проверки рук» проходила без секундантов и зрителей, за закрытыми дверьми.

К концу 50-х старая школа не может больше вместить всех желающих заниматься. Лам Винг Фэй перебирается в просторное помещение Атлетического Клуба Свободных Масонов (Free Mason Association Athletic Club), также известный как «Hung Ching». К 1963-му году его школа «Kwong-Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai» становится одной из самых больших в стране. Ученики занимают почётные места в соревнованиях различного ранга, участвуют в показательных выступлениях, украшают традиционными танцами львов праздники китайской общины.

Мастер решает «сложить руки» – уйти на пенсию в 1969-м году. Его всё больше привлекает религиозная деятельность. Он отправляется в Гонконг с тем, чтобы полностью посвятить себя этому.

К тому времени он практически полностью выполнил наставления своего Учителя. Достаточно редкий стиль ведения боя на ближней дистанции был сохранён. Имя и престиж школы были на самом высоком уровне. Неосуществлённым остался лишь один проект (пожелание Ли Сайем) – издание книги о стиле Kwong Sai Jook Lum Southern Praying Mantis. Позже Джин Фун Марк начал работу над этой книгой. Он даже показывал начало своих набросков учителю во время своего визита к нему в Гонконге. Тем не менее и по сей день трудоёмкий проект всё ещё ждёт своего исполнителя. *** Однако, самое главное, у школы было продолжение в лице преданных учеников. Из узкого круга (Cerka) выросли такие последователи как Harry Sun, Wong Buk Lam, Gin Foon Mark, Henry Poo Yee and Louie Jack Man. Преемником знаний и всех официальных атрибутов стиля стал Джин Фун Марк. Перед отъездом в Гонконг Лам Винг Фэй устраивает большой банкет в Нью-Йорке, на котором официально называет Джин Фун Марка приемником школы и Мастером 5-го поколения.

Таким образом, в течении всего периода существования школы не было прерывания ниточки знаний. Философия боя, все основополагающие принципы, формы (формулы) и техника дошли до нас в неискажённом виде.

В 1981-м году Гранд Мастер возвращается в Нью-Йорк ещё раз. Он даёт частные уроки практически до своей смерти в 1992-ом году.

 

Сбор информации и подготовка текста: Игорь Мессинг

Источники:

1. Беседы с Мастером Джин Фун Марк

2. Gin Foon Mark, Ray Hayward “Southern Praying Mantis Kung Fu”

3. Открытые источники Интернета

 

*** В 2012-м году Ray Hayward (преподаватель Тай Чи в St.Paul, MN и непродолжительное время ученик школы) c помощью Мастера Джин Фун Марк издаёт книгу в мягком переплёте “Southern Praying Mantis Kung Fu” (ISBN 978-1-4276-9523-9). Однако, книга не является описанием системы, скорее – это попытка Мастера, как говорят, «навести порядок в доме». Издание носит автобиографический характер. В деталях прослеживается передача знаний из поколения в поколение. Множество фотографий атрибутики школы сопровождает текст. Этой работой Мастер Марк прежде всего хотел задокументировать хронологию зарождения и развития школы. Дело в том, что вокруг стиля образовалась некоторая «надстилевая прослойка» из школ, групп и индивидуалов, декларирующих себя наследниками и преемниками знаний. Но суть даже не в этом. По словам Джин Фун Марка основной проблемой является то, что новоиспечённые последователи искажают философию системы, выдергивают из неё отдельные элементы, не задумываясь над тем, что при этом разрушается материя Кунг Фу – её системность. На одном из семинаров в Филадельфии в 2011 году Мастер долго молча смотрел на то, что демонстрировали ученики местной школы. В конце практики он поднялся, поблагодарил всех за участие и ушёл. И только в гостинице Джин Фун Марк дал волю своим эмоциям. Много раз мы услышали: «Это не моё Кунг Фу! Я этому не учил!». Больше он не возвращался в это место для проведения семинаров.

Таким образом, в настоящее время пока нет ни одного толкового печатного материала, который открыто и доступно раскрыл бы системность этого уникального стиля Кунг Фу.

Лам Винг Фэй в центре со своей командой Кунг Фу. Ассоциация Свободных Масонов, Нью-Йорк, конец 50-х.

 

Лам Винг справа, Джин Фун Марк слева. 1965-69, Китайский город, Нью-Йорк.

 

Лам Винг Фэй слева, Джин Фун Марк справа. Нью-Йорк 1965-69

В центре – Джин Фун Марк, слева от него – Лам Винг Фэй, затем дочь Мастера Марка. Справа от ММ – сын ММ. Гонконг, в перерыве съёмок фильма «Ты просил об этом», 1980.

 

Съёмочная группа фильма берёт интервью у Мастера Лам Винг Фэя перед храмом. Гонконг, 1980.

 

Тост в день рождения Мастера Лам Винг Фэя. Нью-Йорк, 60-е. В кругу ближайших учеников.

Мастер Лам Винг Фэй разрезает торт в честь своего дня рождения вместе с ближайшими учениками. Справа – Мастер Джин Фун Марк. Нью-Йорк, конец 70-х.

 

Молодой Мастер Лам Винг Фэй. Гонконг, 1930-35.

© 2024 School Kung Fu "Jook Lum". All rights reserved.

?>