Введение

Генеральная стратегия стиля, внутренняя работа

Суть тренинга, сближение с реальностью

KSJLSPM — «infighting system» — система внутреннего боя

Язык метафор KSJLSPM

Подход к пониманию феномена KSJLSPM

Аббревиатуры в тексте:

KSJLSPM — Kwong Sai Jook Lum Southern Praying Mantis — система Южного Богомола Бамбукового Леса

Б. И. — Боевые Искусства

История Kwong Say Jook Lum на общей шкале феномена Воинских Искусств Китая относительно короткая. Официально зародившаяся в конце 17–18-го, она насчитывает всего 300–340 лет. Практичность и утилитарность стиля были вызваны необходимостью иметь в борьбе с династией Мин оружие на короткой дистанции, единственной целью которого было прекращение боя в кратчайший срок с минимальными потерями для себя. Буддистский монах Сам Дат (Som Dot) — родоначальник стиля, отбросил все замысловатые техники традиционного Ушу, оставив и развив только наиболее надёжные и беспощадно жёсткие. Уходя корнями в глубокие китайские традиции, новый стиль 18-го века стал плодом опыта предыдущих поколений. Основные методы тренинга опираются на разнообразные способы развития психофизиологических возможностей человека, повышении его адаптационных способностей и формировании целостной личности.

Если уместно так назвать, «генеральной стратегией» стиля является следование естественному осознанию человеком динамики своих состояний психики и тела и дальнейшим духовным объединением человека и окружающего его мира. Это положение «естественности» восходит к учению древнекитайского философа Лао Цзы. Покоясь на принципе «естественности», адепт стиля вынужден принять тот факт, что все понятия, которыми он оперирует при описании окружающего мира, есть ничто иное, как проекция (продукт) его целостной психики на этот самый мир. Идя дальше, можно понять, что работа с телом в KSJLSPM, базирующаяся на «естественности», пользуется методами «проекции психики на собственное тело». Собственное тело адепта является для его психики суть внешним объектом. В Китае такие методы практики назывались Ней-Гун (внутренней работой). Методики Ней-Гун были разработаны до мельчайших деталей и дошли до нас в достаточно полном объёме. К сожалению, рассматривая многие современные переводные издания по данной теме, можно прийти к выводу, что за очень редким исключением, теоретической и прикладной ценности эти печатные материалы не имеют, а лишь искажают сущность методов и ещё более мистифицируют уже достаточно «затуманенную» суть объекта. Два основных факта являются тому причиной. Во-первых, как правило, переводчики не являются специалистами в Боевых Искусствах. Также, они не владеют метафорической лингвистикой китайских оригиналов и способны, в лучшем случае, прямолинейно, дословно перевести тексты для западного читателя. С другой стороны, редкие эксперты Боевых Искусств в достаточной степени владеют инструментом перевода. Применительно к нашему стилю я вижу следующий выход из этой затруднительной ситуации. Необходимо глубокое изучение и понимание принципов, на которых построена методика «внутренней работы» Ней-Гун в KSJLSPM. В этом случае отпадёт необходимость копирования и следования завуалированным рекомендациям китайских оригиналов, так как мы сможем моделировать свою методику «внутренней работы» по мере востребованности её в нашей практике, без искажения глубинных философских принципов стиля.

Стиль KSJLSPM является законченной системой боевого искусства, в которой большинство движений в процессе практики лежит внутри трёх «полей» человека: биодинамического, энергетического и психического. То есть можно с уверенностью сказать, что практикуя, адепт использует данную систему ведения боя для работы со своим телом, своим разумом и своей энергией. Суть тренинга по этой системе есть адаптационные изменения специфичных качеств, присущих каждому из этих «полей». Не надо забывать, что традиционно Ушу было не только узко утилизированной системой боевого искусства, но и прекрасным инструментом для поддержания физического состояния человека и, в той же мере, школой духовного развития последователей. Поэтому занятия любыми видами искусств и поддержание своего здоровья с помощью упражнений KSJLSPM всячески поощряются. Несомненно, для достижения ощутимых результатов важна сбалансированная работа внутри всех трёх «полей». В этой связи высока вероятность «перекосов» и искажений этой системы при ложном понимании её материи. Так, например, излишнее усердие по сохранению и консервированию канонов KSJLSPM привело к тому, что в школах этого стиля большую часть времени уделяют детальной проработке «форм», забывая о других составных частях стиля. Это может привести только к «удалению» этого искусства от реальности окружающего мира и, как следствие, к потере базовых принципов самой системы. В то же самое время KSJLSPM именно направлена на «сближение» с реальностью и предлагает путь для реализации этой цели, используя чань-буддистский метод. Сближение с реальностью по KSJLSPM сопровождается процессом выхода человека за пределы собственного Эго. Именно отказ от собственного «я», отгораживающего и противопоставляющего субъект реалиям окружающего мира, является тем механизмом и той ценой, которую человек платит за прозрение. Выход за рамки Эго снимает необходимость постоянного выбора действий. Дуалистическая ситуация противостояния растворяется, заменённая процессом следования субъекта естественному процессу вещей. В частном случае, относящемся к философии ведения боя по системе KSJLSPM, боец стиля не противопоставляет себя противнику и не ищет выхода из конфликтной ситуации. Он лишь выжидает удобного момента для слияния своей биодинамической системы с системой противника. Два превращается в один (вернее в ноль, ибо один — суть противопоставление двум). С этого момента, «находясь в внутри самой системы», боец ощущает протекающие процессы и управляет ими, ведя ситуацию к своей цели — пресечению боя.

Не будем забывать, что основатель стиля Сам Дат (Som Dot) был буддистским монахом. По этой причине материя Буддизма, вернее, Чань-Буддизма, пронизывает всю концептуальную модель системы. На мой взгляд, детально разработанная система ведения боя не могла быть плодом опыта одного человека. Вероятно, корни RSJLSPM можно искать в более ранних стилях Ушу. Талант Сам Дат заключался в том, что он смог взять накопленный в течение длительного периода материал и, видоизменив, переложить его на матрицу своего времени, применительно к тем задачам, которые перед ним стояли. При этом целостность всей системы была подчинена одной конечной цели — дать противникам династии Мин эффективное оружие. Так появилось искусство, сочетающее жёсткие методы Шаолиня и концепции мягких (внутренних) стилей. Короткая и суперкороткая дистанции ведения боя являются предпочтительными для бойца KSJLSPM. По этой причине стиль называют «infighting system» — система внутреннего боя.

В процессе передачи знаний в рамках данной системы, использовании различных методических подходов для её развития и практической работы с последователями, накопилось достаточно большое количество специфических понятий и моделей, образов и метафор. Бо́льшую часть этого своеобразного лингвистического словаря достаточно сложно перевести на русский язык (как, впрочем, на любой другой европейский язык). Точнее будет сказать — донести адекватный понятийный смысл метафор. Препятствием здесь является не только значительное отличие структуры китайского языка, но и разность от западной всей традиционной культуры и комплекса понятий, внутри которых оперируют (живут) китайцы. Обучая и передавая свой опыт, наставник в Б. И., как правило, пользуется словесными, телесными и визуальными метафорами. Внимательно наблюдая за манерой общения с учениками Мастера Марк (Gin Foon Mark), присмотревшись к языку системы, я пришёл к выводу, что все метафоры стиля можно отнести к четырём группам.

Биомеханическая группа — описывает механическое, пространственно-временное движения тела (элементов тела).

Энергетическая группа — описывает работу с внутренней энергией Ци человека и окружающего мира.

Психологическая группа — описывает приём и переработку информации.

Обобщённая группа — описывает целостный процесс внутренней работы.

Графическое изображение такого распределение на Рис.1

Рис.1

Одними из высоко оцениваемых качеств в ученике Кунг Фу считается его обострённая интуиция, способность к воображению и фантазированию. Словесное описание иллюзорно и не всегда способно выразить истинную суть вещей и процессов, в то время, как образ взрывает стену непонимания, заставляя мозг ученика воспламенять воображение и приводит активную деятельность к желаемому результату. Учитывая это, мы будем рассматривать раскрытие истинного смысла метафор, с которыми мы столкнёмся, как продолжающийся процесс нашего познания. Взгляните, взяв в руки любой классический текст по Тайцзицюань, в нём можно обнаружить развитую систему метафор, следовать за смыслом которых порой невозможно без посторонней помощи. Однако, никого это не останавливает и число поклонников Тай Цзи растёт по всему Миру.

Для описания системы Б. И. необходимо знать, по крайней мере, следующие вещи: её составляющие и те фундаментальные принципы, которые эти отдельные элементы с присущими им качествами организуют в жизнеспособный организм. Упрощённая модель системы Б. И. могла бы облегчить задачу такого описания. Однако, первый вопрос, который возникает перед такой работой — выбор описательного инструмента. Чем воспользоваться при моделировании и описании KSJLSPM? Два подхода к решению этой задачи лежат на поверхности:

1.       Спортивный — в этом случае мы не делаем большого различия между KSJLSPM и любыми другими видами спортивных единоборств и используем научный «скальпель» для препарирования объекта.

2.       Канонический (восточный) — в таком варианте KSJLSPM рассматривается, как сложная система развития и управления такими понятиями китайской культуры, как Ци (энергия), Цзин (упругая сила), Шэнь (дух) и И (разум). При этом физические качества (фундамент спорта) отступают на второй план и являются лишь индикаторами возможностей человеческого организма.

Оба подхода к проблеме моделирования и описания модели данной системы имеют право на жизнь. Однако, конечный результат при использовании столь различных методов может быть непредсказуемо огромен. В связи с этим возникает только один вопрос: как при наличии одного и того же материала — Двигательной Активности Человека — возможен такой разброс в её понимании на Востоке и на Западе? Вряд ли адекватное решение можно найти, если даже смоделировать и описать KSJLSPM двумя вышеуказанными путями, а затем провести их сравнительный анализ, ибо сущность понимания боевого искусства в целом и KSJLSPM в частности, лежит за пределами «спортивной фразеологии» и «метафоричности китайских традиций». Как мы уже обсуждали в книге «Атака», объектом Б. И. является Человек. Его и надо брать за отправную точку. Человека необходимо рассматривать как комплексную эволюционирующую систему. Выстраиваемая миллионами лет деятельность «иерархической системы» физиологических и умственных качеств, инстинктов и сознательных процессов была направлена к одной цели — выживанию и доминированию в окружающей среде. Кстати, не та же ли цель, только в малом масштабе, стоит перед бойцом Ушу? Можно предположить, что те эволюционные паттерны, например, движения, психической и умственной деятельности, перешедшие от примитивных видов живых существ к более развитым в виде инстинктов и посеянные в нашем (человеческом) теле — есть то неявное, «скрытое знание», которое заложено в человеке с рождения. Именно согласно этим паттернам наше оптимальное передвижение в бою должно быть таким, каким его предписывают старые мастера. Именно согласно унаследованным правилам выживания мы однозначно — инстинктивно реагируем на опасность. Мы заново и заново открываем в себе то, что присуще нам. Взяв истинную природу человека за отправную точку, можно объяснить специфику психической и физической активности в процессе практики Б. И. Грубо говоря, мы должны увидеть, как уже заложенное в нас эволюцией проявляется на специфике нашей практики Ушу. Тогда не будет никакой разницы в «Восточно-Западном» подходе к описанию боевой системы. Ведь эволюция проходила и на Западе, и на Востоке по идентичным законам. Необходимость вооружаться «спортивно-метафорическим» скальпелем для препарирования нашего подопечного KSJLSPM также отпадёт.

Подход с позиции эволюции человека

xyz axis excel the

Спортивно-научный подход Восточно-канонический подход

Рис.2 Подходы в моделировании Б. И. Игорь Мессинг

© 2024 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены

?>