Дистанция, Средняя линия, Боевая линия, Боевая паутина, Пространство боя, Территория Боя, Сектора пространства.

 

Дистанция

Предварительное, обобщённое представление о дистанциях в Б. И. вы можете найти в книге «Атака» на странице 53. В данной статье давайте попробуем конкретизировать понятие дистанции применительно к нашему стилю. Тем более, что мы утверждаем, что KSJLSPM учит ведению боя на ближней дистанции (infighting system). Так как всё в мире относительно, очевидно, что нет абсолютных величин, которые можно было бы применить к определениям Ближняя, Средняя и любые другие дистанции. Так, например, ближняя дистанция спортивного Каратэ, в котором необходимо обозначить удар, будет отличаться от дистанции того же названия, но применительно к уличной драке. По этой причине прежде всего необходимо сформулировать определения для каждого вида дистанций, которые бы подходили для любого вида единоборств. Несмотря на то, что практикуемый нами стиль делает акцент на ведение ближнего боя, было бы абсолютно несправедливо отворачиваться от того, что жизненная реальность может поставить боевые задачи на любой дистанции. Умение справиться с такими ситуациями и подвести бой к удобному для Богомола расстоянию — один из важнейших моментов системы. Умение тонко чувствовать изменения в боевом пространстве, не задумываясь определять и адекватно реагировать на меняющуюся дистанцию, является одной из характерных сильных сторон KSJLSPM. На близкой дистанции любая ошибка в её определении или недооценка способностей противника к изменению дистанции может закончиться плачевно.

Сам термин дистанция в Б. И. обозначает некоторое относительное расстояние между противниками.

Сверхдальняя — это дистанция двух шагов и удара. То есть боец способен пробить удар в полный контакт, если он сделает по крайней мере два шага к оппоненту, либо оба сделают по одному шагу навстречу друг другу.

Дальняя — дистанция одного шага и удара. То есть боец может пробить удар в полный контакт, если он (или его противник) сделает один шаг в направлении своего оппонента.

Средняя — дистанция удара. Боец способен пробить в полный контакт не сдвигаясь с места. При этом рука в локте не до конца выпрямлена. Допустимы «скрутки» и «вытягивание» корпуса в сторону объекта.

Ближняя — это дистанция, с которой боец пробивает рукой, согнутой в локте, не сходя с места.

Сверхближняя — дистанция, при которой наносить удар рукой (кулаком, ладонью) неудобно. Требуется предварительное отведение руки назад, вниз, в сторону для замаха.

На этой дистанции в ход идут локти, предплечья, колени, голова.

Клинч — бойцы касаются телами друг друга.

Для нашего стиля наиболее характерна работа на сверхближней, ближней, средней и дальней дистанциях. Доводить дело до клинча и переходить к работе на земле не принято. Как говорят адепты стиля: «все дела надо завершить пока не выпал первый снег». Из чего следует, что эффективная ударная техника должна пресечь бой до перехода его к фазе на земле.

Относительно дистанции можно сказать, что её можно поддерживать, её можно рвать и её можно ломать. Разрывом дистанции является резкое увеличение расстояния между бойцами. Если же один из бойцов резко сокращает дистанцию — это называют срывом или сломом.

Одной из первых задач SPM является безопасное сближение с противником. Часто утверждают, что по этой причине боец этого стиля особенно уязвим на не характерной для него дальней дистанции, с которой обычно начинают «стартовать» в атаку другие стили. На самом деле, такое утверждение справедливо лишь в случае, когда атакующая сторона имеет неподвижную цель. Для достаточно практикующего Богомола высокий удар ногой или далеко вытянутая рука в ударе — лишь сигнал для сближения. По сравнению с короткими молниеносными атаками и пространственно-временной ограниченностью, в которой Богомол привык оперировать, атаки с дальних позиций смотрятся неуклюжими и медленными. Если попадается любитель таких дальнобойных действий, Богомол просто будет атаковать предоставленную ему цель. Короткие удары в мышцы ног, захваты ног, разбалансировка после захватов и броски на землю, дробление коленного и голеностопного суставов могут разочаровать любого агрессора. Как правило, тактика бойца «дальнего» стиля проста: он будет пытаться раскрыть противника с безопасной для себя дальней дистанции, а затем, сблизившись, перейдёт на добивание руками. При таком сценарии Богомол освобождает атакуемую линию, передвигаясь в сторону, уступая агрессору желаемое пространство. Это может сопровождаться коротким киком в уязвимые точки, такие как пах, колено или голеностоп. С того момента, когда атакующий пододвинул себя сам на нужную дистанцию, Богомол «построит мост» для контроля рук атакующего и одновременно начнёт серию своих атак до того момента, пока «не расцветёт красный цветок».

Таким образом, джентельменская философия ведения боя в стиле KSJLSPM, упрощённо гласящая: «...если ты меня не трогаешь — я не трогаю тебя, однако, если ты начинаешь меня беспокоить — я буду атаковать до полного пресечения твоих попыток», практически реализуется в тактике использования дистанций.

На дальней дистанции Богомол в основном оперирует передвижениями, пытаясь безопасно сблизиться с противником.

Средняя дистанция характерна построением «моста» и подготовкой стартовой позиции для атаки.

Ближняя и переход к сверхближней дистанции — это те расстояния, которые Богомол заполняет атакующими действиями.

Вышеприведённая дистанционно-тактическая модель, конечно же, условна и дана лишь для общего понимания идеального поведения бойца нашего стиля. Реалии боя вносят свои коррекции. Бой — всегда комплекс, и никогда не проходит по заранее написанному сценарию. Однако системность KSJLSPM позволяет комбинировать «единички» технических действий, перетекать от одной к другой и адекватно реагировать на меняющуюся дистанцию, а, иногда манипулируя ею, создавать удобную для эффективных атак Богомола. Здесь мы подходим к необходимости введения нового понятия: динамическая дистанция. Понятие это необходимо из практических соображений приложения того, что мы практикуем в зале под наблюдением преподавателя и на 99 % в условных ситуациях, к реальному бою. Не регламентированные условия сталкивают бойца с молниеносно меняющейся дистанцией и вероятностью перехода по несколько раз от одной её фазы к другой. Здесь на первый план выходят такие качества, как умение чувствовать опасность заранее, действовать инстинктивно, спонтанно и адекватно под атакой противника. Ситуация возможного нападения в реальности разнообразнее любой догмы самозащиты. По этой причине в практике надо отталкиваться от ситуаций, а не от лучшей техники, однако с использованием техники, имеющей базовую системность. Литературу по этому вопросу в спортивных единоборствах отыскать практически невозможно. Самым близким материалом может быть методика бесприцельной стрельбы из лёгкого оружия (пистолета).

Средняя линия

Это условная, воображаемая линия (ось), вертикально проходящая через центр тела. В анатомически нейтральном положении центр массы тела лежит на центральной линии.

Description: http://pobalde.ru/img/srl1.pngМногие технические действия опираются на умение эффективно использовать принцип центральной линии. В KSJLSPM говорят, что тот, кто владеет центральной линией, владеет всем телом (противника). В то же самое время закрытые «центральные ворота» (центральная линия) бойца гарантируют ему защиту и целостность.

 

Боевая линия

В KSJLSPM под боевой линией мы будем понимать воображаемую линию, соединяющую средние линии бойцов. Уместнее было бы сказать, что мы говорим о боевой плоскости, но для простоты остановимся на слове л и н и я. Именно на боевой линии и вокруг неё происходит большая часть взаимодействий бойцов. В процессе противостояния углы боевых линий относительно нейтрального положения постоянно меняются. Конечности Богомола должна адекватно успевать за пространственным изменением боевых линий. Если Богомол работает с двумя оппонентами, соответственно возникает дополнительная боевая линия.

Боевая паутина

Любое движение тела или его отдельных звеньев происходит по некоторым силовым линиям, то есть по векторам тех сил, которые участвуют в движении. Начиная разучивать новое движение, вы чувствуете объективную неуклюжесть и угловатость. Ощущение комфорта в движении возникает после соответствующей практики именно тогда, когда оно начинает совершаться по этим самым силовым линиям. При этом ощущается общая скоординированность, меньшее напряжение мышц и расслабленность. Движения становятся энергетически оптимальными. Для циклических видов спорта, таких как бег, велоспорт, набор силовых линий ограничен в силу повторяемости одних и тех же стандартных движений. Если же попробовать нарисовать в 3-х мерной координатной сетке векторы сил только возможных ударов руками бойца KSLSPM, мы обнаружим замысловатую сетку. Воображаемую сетку, составленную из векторов силовых линий движения бойца мы будем называть — боевой паутиной.Description: http://hal.inria.fr/docs/00/61/42/25/IMG/MIT-Flashkick_matching_cropped.png Такая паутина у каждого человека индивидуальна. Повторить её невозможно. Этот факт, кстати, является причиной разочарования тех людей, которые хотели бы скопировать индивидуальный почерк какого-нибудь мастера. Боевая паутина имеет свои математические характеристики и законы, по которым она работает. Подумайте только об одном факте. Чем ближе боевые линии лежат к линиям боевой паутины бойца, тем рациональнее становятся движения. В Вин Чун принцип наложения боевой паутины на боевые линии является доминирующим, хотя, вероятно, мало кто догадывается об этой закономерности. Бойцу просто говорят: "...держи руки по центру, бей от средней линии..."

Пространство боя

Это воображаемое пространство (объём), в котором находятся бойцы в процессе боя. Если бойцов больше двух, соответственно пространство каждого последующего суммируется с предыдущим. Анатомические и физиологические характеристики бойцов определяют основной параметр пространства боя — его переменный объём. Максимальное пространство возникает в случае, если бойцы находятся вне дистанции (за пределами сверхдальней дистанции). Минимальное пространство они занимают в положении клинч.

Территория боя

Физическое место, где проходит бой. В характеристики территории могут входить: линейные параметры (длина, ширина, высота), форма боевой площадки, рельеф (его особенности), погодные условия, освещение, звуковые и визуальные раздражители и т. д. По возможности необходимо учитывать характеристики потенциальной территории заранее.

Сектора пространства

Для удобства понимания, чтобы обозначить ту или иную часть пространства относительно бойца, традиционно по школе указывают метафорически на «двери», «окна», «форточки». К этому я добавил бы от себя понятие «щель». Итак, вы можете услышать: «...сделай шаг вправо, чтобы зайти в боковую дверь и пробей в верхнюю форточку...» Звучит странно, не правда ли? Тем ни менее, ученики понимают о чём идёт речь. Эта метафоричность указывает на то, что пространство вокруг Богомола разбито на сектора, которые образуются посредством пересечения нескольких воображаемых плоскостей, находящихся по отношению друг к другу под 90 градусов. Это аналогично делению человеческого тела на сегменты, принятому в анатомии.

Description: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Human_anatomy_planes.svg/220px-Human_anatomy_planes.svg.pngРазница заключается только в количестве горизонтальных плоскостей, которые разделяют пространство на уровни: верхний, средний и нижний... В KSJLSPM таких плоскостей две. Верхние секторы заканчиваются на уровне ключиц бойца. Граница между средними и нижними секторами проходит примерно по уровню подвздошных костей. Сагиттальная вертикальная плоскость проходит через вертикальную ось симметрии бойца и делит пространство на правое и левое. Корональная плоскость также проходит через ту же ось симметрии, но под 90 градусов к сагиттальной и поперечным плоскостям. Соответственно, корональный план делит пространство на переднее и заднее. В результате, относительно тела бойца образуется 12 секторов. Например: «левый – верхний – передний» включает в себя переднюю часть левой стороны головы и левого плеча бойца и пространство сектора, отходящего от этих частей тела на внешнюю сторону от плоскостей. На языке Богомола это выглядело бы так: «передняя левая верхняя форточка».

В других видах единоборств, вероятно, вы сможете найти иной принцип обозначения сегментов пространства. Не удивляйтесь этому — это только внутренний, традиционно принятый жаргон. Внутри KSJLSPM мы должны говорить на одном языке, так что: «открывайте переднюю дверь, входите, и чувствуйте себя как дома.»

Игорь Мессинг


Литература:
1. Н.Н. Ознобишин "Искусство рукопашного боя"
2. А.Зелединов, Ю.Сенчуков "Единый язык фехтования"
3. А.А.Кадачников "Модельные характеристики бойца"

 

19.Mar.2014

© 2024 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены

?>