Мой молчаливый контракт с СиФу продолжается. Это частичка его содержания. Создав условия продолжения линии Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Paiу в России, можно будет считать себя свободным.

И.М.


Сейчас любой мальчишка во дворе не задумываясь ответит вам на вопрос, что такое Кунг Фу. При этом, пацан сопроводит ответ злобной, недвусмысленной гримасой, встанет на носок одной ноги, подтянув колено второй высоко вверх и, распластав в стороны руки, как птица крылья, поразит пустоту двора жутким пронзительным криком: «…ий – я- а..!»

Время неумолимо проходит, СМИ кинематограф, журналы и книги расширяют наш кругозор, но каких-то 50 лет назад тоже самое слово Кунг Фу мало, что говорило обычному человеку. После кровавой японской оккупации Второй Мировой Войны и зарождающейся культурной революции в самой стране, из материкового Китая бежали сотни тысяч людей. Этим людским потоком были прибиты к берегам Соединённых Штатов многие специалисты неизведанного до той поры «Китайского Бокса», как по началу называли Кунг Фу. Этнические китайцы селились большими общинами, меняя устоявшиеся ландшафты крупных городов. Яркие, шумные “China Towns” – Китайские городки, и по сей день сохраняют следы культуры и жизненного уклада, привычные для земли Поднебесной.

В 60 – 70х годах район China Town Нью Йорка расцвёл под стихийным напором предпринимательского энтузиазма новой волны эмигрантов. Среди уличных вывесок множества мелких бизнесов появились несколько странные, для западного прохожего, цветастые названия непонятных школ Кунг Фу. Да и войти в них, чтобы стать учеником, было непросто. По негласному этическому коду инструктора таких заведений принимали в ученики молодых людей исключительно из круга своей диаспоры. Китайское Кунг Фу, в то время, принадлежало китайцам!

Однако, среди Мастеров были и люди более широких, демократичных взглядов, видящих своё предназначение на новой земл.е как раз в обратном. Они считали себя носителями и проводниками традиционной китайской культуры и видели свою миссию в открытой пропаганде огромного пласта знаний Востока в новом для них западном социуме.

Одним из первых в стране, кто на свой страх и риск, открыл двери школы Кунг Фу для «белых» людей, был Мастер Джин Фун Марк (Gin Foon Mark). Приподнять завесу загадочности и рассказать о стиле Кунг Фу Южного Богомола «Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai” 50 лет назад на страницах известного журнала «Black Belt» попытался журналист John T. McGee. Этот материал, как «отпечаток» истории, лёг в основу эссе, предлагаемого здесь читателю. Автор позволил себе добавить факты и исправить некоторые неточности, относящиеся к событиям того времени, так как на протяжении 15 лет сам имел счастливую возможность быть учеником Мастера Джин Фун Марк.


Молодой человек гордо поднял голову, подтянулся и метнул свой взгляд вперёд в сторону противника, не желая показать своему оппоненту накопившуюся внутри усталость. Это было не просто физическое утомление, но полное уныние духа. Мальчиком он слышал множество рассказов о великих чемпионах Кунг Фу. О том, какие почести и уважение они обретали благодаря своему мастерству, как благоговейно относились люди к их школам, стилям и какой высокий престиж имели их семьи.

«Честь – красивое слово!»: с горечью подумал он.

Ха-ха, какая уж тут честь стать человеческим мясником?

Юноша живо представил себе людей, которых убил за свою короткую, но интенсивную карьеру бойца, и, нервно встряхнулся, отгоняя от себя чёрные (удручающие) мысли. Только не сейчас…

На смену мрачным размышлениям пришли пронзительные крики. Он поймал себя на том, что вздрагивает от них внимательно прислушался и огляделся вокруг. Странно, но никто из зрителей, ожидавших поединка, не обратил на крики внимания. Толпа, как любая другая, в любом месте Мира с незапамятных времён возбуждённо ожидала удовольствия от зрелища, в котором двое мужчин должны были методично уничтожать друг друга, исключительно ради личной выгоды. Люди искали свои места, ели деликатесы и делали ставки на исход боя.

Однако, что-то очень знакомое было в этих высоких холодных звуках. И вдруг, чёткое осознание пронзило раздумья, и он понял, что эти раздирающие вопли исходят из его собственного мозга.

Впервые, он услышал эти крики 15 боёв назад. Тогда он сломал позвоночник крупному китайцу. Долгое время после боя он был напуган и скован чувством глубокой вины за происшедшее с этим гигантом по его вине.

Кинув взгляд на своего нового соперника, он обнаружил, что тот также молод, как и он сам. Его глаза выдавали такое же презрение к происходящему. Поза и скупые движения вырисовывали портрет поднаторевшего в опасных боях бойца, безразличного к холодной жестокости и бессмысленности сцен убийств. Слёзы почти вырывались наружу, чего никогда не случалось до этого и голос внутри обрывал цепочку наплывающих мыслей: «…не хочу больше этих кровавых боень!»

Молодой человек печально покачал головой, осознавая, что нет той силы, которая могла бы прервать предстоящий бой. Слишком много дерьма вертится вокруг этого чемпионата, слишком много денег, судеб и смертей. Последнее, что пришло в его голову - он может драться за своих собратьев по этому жестокому мастерству. «За всех тех, кого я убил!»

Гонг сорвал его с места вперёд. Он наносил удары руками и ногами. Они искусно отражались противником один за другим и в свою очередь возвращались, наполненные ещё большей силой. Немного выждав, он свёл на нет несколько смертельных выпадов. Выжидал ещё, чтобы соперник предоставил ему возможность выиграть. Он следил, когда откроется хотя бы небольшая дверь, любой открытый участок на теле, чтобы вонзить в него свой согнутый указательный палец, как иглу в жизненно важную точку противника. Он был уверен и знал, что это должно случится, и он был прав.

Противник был сражён и на этот раз, но Ли Сайем (Lee Siem) больше никогда не дрался до смерти.


Подпись к верхней фотографии вверху:

Проникнув через заднюю дверь школы Кунг Фу в Нью Йорке, мы узнаем от Мастера Южного Богомола, почему его Кунг Фу эффективно и смертельно.

Схватить и потянуть. Указать Путь. Раскалывающий блок.

Куда уходят корни.

Ли Сайм был преемником стиля, основанного монахом, Сом Дот (Som Dot) из буддистского монастыря Бамбуковый Лес (Jook Lum Gee) в южной провинции Китая Квонг Сай, (Chineese - 广西).

Легенда гласит, что, однажды прогуливаясь по монастырскому саду, Сом Дот стал свидетелем удивительной сцены, ошеломившей его. Небольшое насекомое отважно сражалось с птицей, которая в десятки раз превосходила его по размерам. Самое поразительное заключалось в том, что средних размеров богомол заставил врага сначала отступить, а потом и вовсе ретироваться.

Монах был настолько очарован доблестью и холодным бесстрашием богомола, вступившего в бой с явно не равным с ним по силам противником, что потратил многие годы на изучение повадок и манеры поведения этих насекомых. Его наблюдения и размышления привели к построению системы самозащиты, базирующиеся на действиях богомола в бою. Таким образом, на рубеже 18-го и 19-го веков был заложен специфичный стиль южного богомола, вышедший из стен монастыря Джук Лум.

Много лет спустя, в преклонном возрасте, Сом Дот, в соответствии с китайской традицией, официально передал полномочия главы школы своему близкому ученику Ли Саейм. К тому времени тот уже был многократным чемпионом крупных чемпионатов Кунг Фу и имел крепкую репутацию достойного бойца. В 1850 году он выиграл Национальный чемпионат Китая по боксу (имеется ввиду - боевым искусствам). Кунг Фу для этого человека простиралось гораздо дальше, нежели утилитарное ремесло ведения боя. Его подвижническая деятельность в организации новых монастырей, являвшихся центрами просвещения, изучения наук, философии и социальной помощи простому народу, принесла ему авторитет настоящего Мастера Кунг Фу, к которому обращались люди за помощью в решении своих каждодневных бытовых проблем. Прямая линия школы была продолжена его преемником Ченг Уай Чонг (Cheng Yiu Chong), обширной задокументированной информации о деятельности, которого не сохранилось. Известно только, что продолжительное время он держал в провинции Квонг Сай свою школу Кунг Фу, практиковал китайскую медицину и много путешествовал с религиозными миссиями. В преклонном возрасте в качестве помощника за ним следовал близкий ученик Лам Винг Фэй (Lum Wing Fay). Будучи миниатюрного сложения, он, как и его Учитель стал известным бойцом, сначала в Китае, а после эмиграции, в Гонконге и в США (Нью Йорке). Линия передачи знаний находится сейчас в надёжных руках Мастера пятого поколения стиля Джин Фун Марка (Gin Foon Mark), который и руководит школой в Китайском районе Нью Йорка.

Традиция истинного Кунг Фу продолжается. Сегодня ученики в классах Джин Фун Марк показывают идентичную технику южного богомола, что была заложена родоначальником стиля около 200 лет назад. Прямая линия преемственности позволила не только сохранить базовые принципы и идеи, заложенные в философии ведения боя, но и обогатить стиль новыми методическими инструментами и виртуозным техническим материалом. Молниеносные выпады вперёд с короткими серийными ударами, захваты и импульсивные выдёргивания противника из равновесия с последующими атаками руками и ногами, напоминающими сжимание и разжимание упругой пружины, воистину впечатляют. На первый взгляд непосвящённого в детали, спарринг кажется хаотичным набором движений, особенно на ближней дистанции, которая для богомола, как родное поле для насекомого. Цельная картина работы учеников в паре выглядит несколько гротескно и странно. Однако, спустя некоторое время, наблюдая за учениками, начинаешь ощущать логичную, безупречная системность движений, где основной идеей является желание в кратчайшее время подавить противника и прекратить конфронтацию. Эту технику нельзя упрекнуть в отсутствии эффективности. Удары достигают желаемой цели, а защита ставит партнёра в неопределённое, беспомощное положение. Никакого разговора о соревновательном (спортивном) компоненте в этом стиле не может и быть. Цель только одна, хочется сказать, победа, но разумнее применить иные слова: подавление и разрушение противника.

Обращаясь к нам через переводчика Джэймса Су (James Soo), который является помощником-инструктором в школе, Мастер Марк сетует на принципиальные проблемы, с которыми он сталкивается при обучении Кунг Фу в новом для него американском социуме. «Редко можно встретить даже среди прилежных учеников, имеющих семейные Китайские корни тех, кто воистину способен понять глубину истинного Кунг Фу».

Процесс изучения традиционного Кунг Фу действительно не прост и очень далёк от нашего западного представления о нём, как исключительно о национальном китайском виде борьбы. По словам Мастера Джин Фун Марк: «На изучение только базовой техники, то есть физического аспекта искусства, уходит примерно три года. Ещё два года уйдёт, чтобы разобраться в структуре человеческого тела и познать жизненно важные зоны и точки на поверхности тела для того, чтобы в последующем приобрести навык воздействия на них в спарринге. Продвинутые ученики могут потратить дополнительные три года на изучение основ китайской традиционной терапии, научиться различать отдельные травы и минералы, методы их смешивания и способы применения для лечебных целей. Дополнительные два-три года может уйти на ментальную практику, которая завершает круг подготовки.» Мастер задумался и саркастически заметил: «И, только после этого, ученик действительно будет готов для изучения истинного Кунг Фу, которое отныне будет жить внутри него и станет неотъемлемой частью его повседневной жизни». Со слов Джин Фун Марк, нет путей сократить долгую дорогу обучения в Кунг Фу. «К сожалению, людей, способных понять это в современном обществе совсем немного. Только единицы могут принять это и поместить в своё сердце».

Мастер видит, что так популярное сейчас Каратэ, также не простое искусство для изучения, с точки зрения приобретения мастерства в тяжёлых ударах ногами и руками и разрушительных защитных блоках. Чтобы такая концепция заработала, надо потратить десятилетия жизни на подготовку. В контрасте с этим, адепт Кунг Фу, по его словам, постарается избегать агрессивных атак, рассеивая их энергию и мгновенно предпримет контр меры, добавив к своей энергии импульс, позаимствованный у противника. Вместо сильного удара он будет использовать «умный удар», направленный в жизненно важные точки, наподобие вонзающейся иглы. Техника «Глаз феникса» прекрасно иллюстрирует это.

«Во времена, когда я сам был учеником, мы получали повышение в своём ранге (статусе) только спаррингуя с Учителем. Перед таким испытанием он освобождался от последствий возможных травм или даже смерти специальным сертификатом, который мы подписывали. Мы отличались от практикующих каратэ тем, что атаковали в полную силу и только в жизненно важные точки на теле. Кстати, заметил Мастер: «… с мастерством приходит и понимание, что любая точка на теле может стать исключительно важной, но это ещё то, что придётся открыть западной цивилизации».

Джин Фун Марк Марк убеждён, что любые споры о преимуществе того или иного стиля боевых Искусств несостоятельны и пусты. Отличие и преимущество создаёт исключительно сам практикующий, ибо только человек может сделать стиль эффективным. Сама природа Кунг Фу – это и есть путь работы с сущностью человека, формированием нового физического и ментального тела.

Школа (Engl.- Kwoon, Chineese - 馆) Cифу расположена в небольшом помещении и очень скромна, в отличие от просторных залов Каратэ (Dojos). Как и когда-то, изначально в буддистском монастыре, она вмещает не более 15-20 учеников. Школа отличается от других подобных мест Кунг Фу в Нью Йорке своей внутренней атмосферой и манерой преподавания. Вместе с техникой ведения поединка Мастер передаёт традиционную культуру, где этические и моральные нормы неукоснительно следуют кодексу «чести», пришедшим из вековых традиций Китая. Желающие могут посещать уроки каллиграфии и участвовать в танцевальной группе, украшающей праздники и показательные выступления танцами «Львов».

Джин Фун Марк начал практику своего Кунг Фу в возрасте 9 лет в местечке Тойзинис (Engl. - Toysennese), в провинции Кантон (Canton или Kwangtung), что и неудивительно. Жизнь всей большой семьи была пронизана историей и практикой Кунг Фу.

Его дедушка был Мастером Кунг Фу. Его дядя был признанным специалистом стиля Белого Журавля и стоял во главе школы. Его брат также практиковал это направление. «Когда мы были маленькими, отсутствие игрушек и развлечений нам заменяло Кунг Фу. Мы просто играли в него с моим братом. И дед, и дядя сумели пережить японскую оккупацию и выжить, несмотря на тотальные гонения Мастеров Кунг Фу со стороны оккупантов. До сих пор, в преклонном возрасте, они всё ещё практикуют».

Как и Мастер Ояма, который выходил на бой с быками, что и принесло ему лавры популярности и признания, Матер Марк утверждает, что в юности тоже боролся со зверьми, чтобы проверить физическое состояние своего тела, свою выносливость и проворность. Монастырь, где он провёл свою юность, держал несколько небольших медведей, специально для этих целей.

В продолжении разговора о переносе традиции с его бывшей Родины в США, Сифу презрительно отозвался о многих социальных факторах, которые сделали наше общество «мягким» и уязвимым. Он буквально взорвался, когда Кунг Фу назвали спортом. Для него основополагающей разницей, отделяющей одно явление от другого, является культурная материя, пронизывающая парадигму Кунг Фу.

«Это также, как становление ребёнка. Сначала он больше учится на физическом уровне – ходить и ориентироваться в пространстве. Параллельно развивается его мозг. И только позже, когда ребёнок готов, он учится читать и писать. Такой же процесс и в Кунг Фу. Спорт никогда не ставит задач гармоничного развития человека и остаётся всегда на «физическом уровне».

Перейдя к демонстрации, Мистер Джэймс Су познакомил нас с одной боевой техникой, которая называется «прогуливать лошадь». Приняв рабочую позицию, он сделал шаг вперёд, согнул ногу в колене, прикрывая пах, затем описал в воздухе ею круги и петли, резко ударил ногой вперёд и мягко коснувшись, земли, как бы скользнул дальше со следующим шагом. Всё это он одновременно переплетал с круговыми движениями далеко выставленных от тела рук, имитирующих защитные движения. Серия таких передвижений показалась нам схожей с танцем Ката в Годзю - Рю (Goju Rue). Картина прояснилась, когда инструктор «выгулял лошадь» в паре со своим партнёром. Витиеватое спиральное кружево рук оказалось способным перекрыть серийные атаки партнёра. За каждой защитой следовал захват рук, резкий рывок на себя и выведение противника из баланса. После окончания комплекса движений, Джэймс Су не казался уставшим, его дыхание всё ещё было ровным и пот не выступил на его теле. Он полностью подтвердил концепцию Кунг Фу школы «погрузи своё дыхание ниже пупа, в свой Даньтянь».

Мастер заметил, что после усвоения этой и подобной ей техник, ученик изучает «формы» - Таолу, аналогичные ката в Каратэ. Позже, спустя три-четыре года, можно начать делать «свободные руки» - нерегламентированный спарринг с лёгким контактом. Если ученик достаточно продвигается в этом направлении, появляется возможность применять спарринги без ограничений техники и применения защитной экипировки.

Вкладыш в середине журнала с описанием лицевой обложки журнала и краткой рекламой статьи.

Сифу безжалостно раскритиковал появляющихся всё чаще. самозванных «мастеров» Кунг Фу, одного из которых он видел недавно в дружеском спарринге. Молодой человек работал в защитном шлеме и маске, закрывающей лицо. На его кимоно висел чёрный пояс. «В Кунг Фу нет системы поясов и табеля о рангах. Есть ученик, продвинутый/приближенный ученик (the disciple) и Учитель – Сифу. Использование тяжёлой защитной амуниции говорит мне лишь о том, что человек не отвечает за эффективность своей защиты, также как и за безопасность нанесения ударов по партнёру. Ну а кимоно – это вообще одежда из другой культуры».

В старшем классе Мастера преподаётся техника традиционного оружия. Ученики изучают: шест, ножи-бабочки, китайский меч Дао, работают с трезубцем и используют плетёный из бамбука круглый шит для отражения атак.

Среди заметных с первого взгляда различий техники Южного Богомола Бамбукового Леса от техники Каратэ – подборка рук в ударах и методах их нанесение. В каратэ – это, по большей части, плотно сжатый кулак, приходящий в контакт двумя костяшками третьих фаланг пальцев, через которые и выбрасывается сокрушающая энергия. Все звенья тела разгоняются и передают импульс по цепочке, чтобы «замереть» в самом конце и проломить объект насквозь. В школе Мастера Марка такая подборка пальцев предназначена, чтобы проехаться костяшками пальцев по телу противника, как граблями, в скользящем круговом движении, приходящим в объект с любого, самого неожиданного направления.

Уместно заметить ещё один аспект, относящийся скорее, к атмосфере, царящей в школе Мастера Марк. Это – отсутствие какого-либо превосходства относительно друг друга и проявления тщеславия. Здесь присутствует аура «чистого воздуха», как принято говорить в Кунг Фу. Уважение к человеческой жизни в целом, проявляется в личном уважении каждого к каждому. Эта концепция зовётся Инь (Yin) и ассоциируется с метафизическим представлением о мягкости, текучести, уступчивости и чистоте, присущими женскому началу. Однако, нельзя не увидеть и другую сторону медали в классе. Здесь нет панибратства и расхлябанности, как нет и проявления слабости, жалоб и пустого сострадания. Концепция Ян (Yang), положительно уравновешивает Инь. Эта метафорическая концепция присуща мужскому началу. Китайская культура представляет устройство мироздания в единстве симбиоза полярностей метафорической фигуры мандала. Это только ещё раз напоминает нам, выходцам западной цивилизации, что экстремальности лишены добродетели. Метафорические идеи Китая нашли практическое применение в технике Кунг Фу Южного Богомола в том, как ведётся практика в школе Мастера Джин Фун Марк.

Он сравнивает силу своего искусства с энергией сжатой пружины. Она может изменить любое негативное явление, изменить его курс и обернуть в положительный результат.

Загляните сюда сами, и вы увидите, что всё сказанное выше, воплощено Мастером в гармоничное искусство самозащиты, где течение движений проявляется то в мягкой, то в жёсткой форме, в зависимости о складывающейся ситуации, но цель достигается независимо от пути, который использует адепт.

Словарь определяет богомола, как насекомое, использующего далеко выставленные передние конечности для охоты на своих жертв и защиты от агрессоров. Сложенные перед собой в железном хвате, его лапки подобны позе верующего, сомкнувшего ладони во время молитвы. Сомкнувшись, он уже не разжимает их, пока не закончит пожирать свою жертву.

Для Мастера Кунг Фу Джин Фун Марк – это лишь образ, путеводная звезда, позволяющая пройти дорогу длиною в жизнь, чтобы учится самому и учить других.

П.С. По материалам журнала “Black Belt” август 1969 год, открытым источникам интернета и личным беседам с Мастером Джин Фун Марк.

Igor Messing
Jooklum.ru
Apple Valley, USA
October 2020


Выгуливать лошадь, одновременно прикрывая пах.

Лев играет с мячом

Задняя обложка журнала.

© 2024 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены

?>