Стойка, позиция, шаги, передвижение.

 

Не устану повторяться: на ногах мы прежде всего передвигаемся. Однако, столь же важно заметить, что к любой технике, будь то «ручная» или «ножная» работа, самое непосредственное отношение имеет положение нашего тела. По сути дела, это тот базовый фундаментальный модуль, вокруг которого строится весь поединок. От того, какое пространственное положение мы занимаем и как мы это делаем, во многом зависит исход боя. Ратуя за естественность движений в бою как наиболее энергетически рациональную форму движения, освобождающую максимальные разрушительные силы, необходимо распространить этот принцип на все виды вашей деятельности в практике боевых искусств. Это значит, что подготовительные (подводящие) упражнения, выполнение сольных и парных форм, работа на снарядах, условный спарринг и бой должны выполняться на едином языке движения.

В противном случае, применяя разные критерии к составным своей практики, вы получите низкий суммарный результат. Вы должны драться так же, как выполняете сольные и парные формы; бить по мешку идентично тому, как вы отрабатывали удары на воздухе. Много ли стоек Киба-дати или Кокутсо-дати вы видели у каратистов в спарринге? Нет! Часами отрабатываемые элементы и комбинации даже близко не всплывают в реальной ситуации. Можно ли так подготовить себя к серьезной схватке? Нет! Поэтому боксер всегда будет на высоте в уличной драке. Он дерется так же, как тренируется. Боюсь, что для большинства искусство ведения боя останется всего лишь искусством (в чистом виде). Есть кимоно и татами — перед вами каратист. Нет белизны униформы — перед вами?..

Академический подход к изучению техники практически в любой школе начинается с выполнения стоек. С этого же момента начинается цепь ошибок, которая сводит на нет значительные усилия учеников и тренера. Само понятие (определение) стойки зачастую очень размыто.

Рассмотрим три составляющие, которые помогут сформулировать представление об этом.

1.Позиция ног. Включает в себя проекции ступней на поверхность земли, взаимную ориентацию звеньев ног (углы и высоты), состояние шарниров (голеностопа, коленей, бедер) — их скрутку и степень открытости-закрытости.

2.Стойка (то, что, на мой взгляд, ошибочно называют расположением тела в пространстве).

Включает в себя распределение массы тела на опоры: нейтральное, на передней ноге, на задней ноге, промежуточное, а также взаимное положение верхних конечностей, головы, корпуса. То есть стойка — это полная пространственная композиция тела. Обратите внимание на само слово

СТОЙ - КА. Тело стоит. Это статическое состояние.

3.Позиция. Включает в себя вышеприведенные пункты 1 и 2, наложенные на временную составляющую. Добавление этого параметра (времени) и его производных (скорости и ускорения) придает истинный смысл к неверно употребляемому понятию «стойка». Позиция — явление гибкое, видоизменяющееся ежесекундно в зависимости от внешних и внутренних условий, необходимости выполнения тех или иных действий. Позиция — это стойка в движении.

Успех в бою будет сопутствовать лишь при условии своевременного, правильного выбора выгодных позиций для решения постоянно меняющихся задач.

Самое время подумать над тем, какие требования мы предъявляем к ним.

1. Конструкция позиции должна быть достаточно устойчива и, в то же время, гибкой для перетекания в любую другую.

2. Она должна создавать максимально возможное количество степеней свободы для перемещения.

3. В процессе движения позиция должна быть способна сохранять свои свойства.

4. Конфигурация (структура) позиции сама по себе должна защищать наиболее уязвимые места тела.

5. Позиции должны обеспечивать свободное перераспределение внутренней энергии при смене одной на другую без создания энергетических «узлов» и «мертвых» точек.

6. В контактной ситуации (что наиболее характерно для ведения боя по SPM), позиция должна обеспечивать: проекцию ваших усилий в массу оппонента, без потери целостности; абсорбировать усилия второй стороны; генерировать разделение усилий для «ведения» и контроля противника.

 

«Прежде чем учиться ходить, научитесь стоять», — гласит одна древняя мудрость. Буквально следуя этой аксиоме, толпы страждущих вкапывают свои ноги в землю и на счёт «раз-два» нарабатывают технику стиля до желаемого блеска в стойке. Это ошибка номер один.

Как только тело освоило базовую стойку, в ней надо начинать двигаться (переходить к освоению позиции)! Делают это сначала одиночными шагами, затем переходят к целостному акту свободного передвижения. Всевозможные вращения, повороты, понижения–повышения (с использованием маятниковых и волчковых принципов) дадут дополнительный позиционный багаж. Это не значит, что, едва научившись правильно распределять свой вес между двумя конечностями, надо спешно опробовать изученное на скоростных влетаниях в партнёра. Следуйте в своей практике принципу: медленно, непрерывно, постепенно — до той поры, пока сами не почувствуете, что можете нажать на«газ». Проведите инвентаризацию своих позиций. Особенно внимательно оглядите широкие положения ног (типа Дзенкуцу-дате). Если вы не двигаетесь в них в бою, время модернизировать или поменять их на что-то другое. Прощаться с широкими позициями не хочется по очень понятной причине. Центр массы в них низок и площадь опоры достаточно велика, чтобы чувствовать себя в них комфортно (устойчиво). Это ошибка номер два.

Никто не возражает, что стоять проще, чем ходить, но какое отношение это имеет к бою? Любое позиционное статическое затишье в поединке — самый удобный момент для того, чтобы лишить вас иллюзий. Кроме того, переваливаясь из одной широкой позиции в другую, вы раскрываете свой алгоритм движения врагу, «телеграфируете» ему о своём следующем намерении. Попробуйте вместо одного растянутого перехода из одного «устойчивого» положения в другое выполнить несколько мелких (маленьких, коротких, порой семенящих) шагов. Результат удивит вас – никаких либо заметных потерь вы не обнаружите, зато всё движение в целом станет намного мягче и более управляемо.

Сознательное следование традициям – ошибка номер три в нашем списке. Кто мешает, отдавая должное предшественникам, устанавливать свои традиции? Если в условиях скоротечного современного конфликта применение широких стоек нецелесообразно, давайте не будем хвататься за традиции. Широкие положения ног вполне могут быть эффективно использованы как промежуточные при переходе из одного состояния в другое. Также они вполне оправданы в кульминационные, пиковые моменты движения. Например, при сбросе энергии в удар или толчок на какое-то мгновение обеспечивают прекрасный баланс. Хороши широкие положения ног и как тренировочная форма развития и укрепления крупных мышечных групп и связок суставов. Кстати, решение дилеммы между устойчивостью позиции и ее мобильностью существует и находится на золотой середине. Можно расширить опоры (ноги), не раздвигая колен! Колени, свёрнутые внутрь и подставленные под вес вашего тела, будут служить тем виртуальным позиционным шарниром, который даст этой позиции дополнительные степени свободы движения. К счастью, в нашем стиле и нашей школе существует лишь одна стойка! Фото 1. Зато позиционных вариантов не счесть! Да никого это не беспокоит, никто их не выделяет в отдельную технику и, тем паче, не разучивает. Причина тому проста: используя основные принципы стиля, относящиеся к структуре позиции, все производные от неё будут сохранять необходимые исходные качества. В силу вступает великий принцип Системы!

Фото 1.

 

Геометрия передвижения.

 

Передвижение — сердце боя, его середина, обеспечивающая жизнеспособность всех составляющих схватки. Для воспитания эффективного боевого передвижения необходимо вырастить в себе культуру движения. Суть этого качества —гармоничное, синхронизированное (в высшем уровне мастерства — асинхронное) изменение положения всех звеньев человеческого тела в пространстве и во времени в соответствии с необходимостью, диктуемой изменяющейся внешней средой. Великий Роден ответил на вопрос о секрете своего мастерства очень просто: «Я беру камень и отсекаю от него все лишнее». Подобно этому, Мастер двигается, не делая лишних движений.

Базовый шаг

а. Прямой шаг.

Левая нога скользит по прямой в конечное положение Рис 1а.

б. Внутренний серп Рис 1б.

Левая нога скользит вперед дугообразным движением через среднюю линию.

в. Наружный серп. Рис 1в.

Левая нога скользит вперед дугообразным движением снаружи внутрь.

 
 


Сразу заметим, что шаги могут выполняться на передвижении вперёд и назад. Также, при выполнении приставного шага он может начинаться, как с подтягивания «задней» ноги так и с вышагивания «передней».

Набегание вперёд. Рис 2.

 
 

 

 
 


Короткое топтание (слоновий шаг) – специфичный шаг Богомола. Рис 3.

 

Подскок (полупрыжок). Рис 4.

 

Прыжок

 

 

 

Передвижение в сторону

а. «открывание ворот» - движение наружу, в сторону начинает «передняя» нога, вторая подтягивается. Рис 5.

б. «закрывание ворот» - скрёстный шаг внутрь начинает «передняя» нога. Рис 6.

 

Соответственно, «открывание и закрывание ворот» может начинаться с шага «задней» ноги внутрь или наружу.

Большое внимание надо уделять смене позиций ног в силу работы на короткой дистанции.

Смены позиций:

Два полумесяца – основная позиционная смена (полный шифт). Рис 7.

 
 


Рис 7.

Один полумесяц (два билльярдных шара)

 
 


Рис 8.

Скрёстный шаг:

начинает передняя нога «закрывание ворот» внутрь. Рис 9.


Рис 9

начинает передняя нога «закрывание ворот» со скрёстным шагом назад. Рис 10.

 
 

Рис 10.

 

Начинает задняя нога с «открывания ворот» наружу. Рис 11.

Рис 11.

Зашагивания за оппонента. Рис 12.

Задняя нога начинает - скрёстный вышаг вперёд

Рис 12.

Передняя нога начинает – скрёстный вышаг вперёд. Рис 13.

Рис 13.

Повороты

а.простой поворот со сменой ведущей (передней) ноги. Рис 14.

 

Рис 14.

б. трёхшаговый поворот без смены ведущей ноги. Рис 15.

Рис 15.

Практически все шаги стилисты практикуют перемежая их с основным защитным движением против атак по нижнему и среднему уровню, называемым “Horse up . Фото 2.

Фото 2.

Целесообразно выстроить и практиковать передвижения в комплекс. Традиционно, такой комплекс называется «Walking the horse» – прогуливать лошадь.

Видео к предлагаемому материалу будет доступно позже.

Общая геометрия продвижений может быть самой разнообразной. Базовые варианты показаны внизу. Переходя от практики простого прямого прямолинейного продвижения со всеми видами шагов, подходите к импровизационному сложному передвижению по кругообразным, спиралеобразным и петлевым траекториям, характерным для KSJLSPM.

 

Рис 16.

а) передвижение по прямой.

б) маятник — с каждым шагом пересекается средняя линия.

в) ступенька — смена правосторонней на левостороннюю стойку с каждым шагом.

г) Передвижение по синусоиде

В школе ТЮБ к каноническому комплексу «прогуливать лошадь» мы добавляем упражнение «Конверт Грункина». Мой первый учитель А.М.Грункин показал мне это упражнение, которое сопутствовало мне всю жизнь, независимо от того, какой стиль я практиковал в текущий момент.

Рис 17.

 

 

Игорь Мессинг

 

 

 

 

 

© 2019 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены