Южный Богомол - 南 派 螳螂
На диалекте Пиньинь Нан Пай: tánglá
На Йельском кантонском диалекте: naam4 paai1 tong4 long4
На диалекте Haккa Рinjim: NAM2 pai5 tong2 long2
В буквальном прямом переводе: "Южный стиль молящегося богомола"
Список китайских боевых искусств:
- Кун-фу (功夫)
- Ушу (武术)
- Цигун (气功)
Исторические места:
- Монастырь Шаолинь (少林寺)
- Горы Вуданг (武当山)
- Гора Хуа (华山)
- Горы Эмэйшань (峨嵋山)
- Горы Куньлунь (昆仑 山)
Исторические люди:
- Юэ Фэй (岳飞)
- Йим Вин Чунь (严咏春)
- Ханг Хей Ган (洪熙官)
- Фонг Сай Юк (方世玉)
- Донг Хайчуан (董海川)
- Ян Лу-Чань (杨 露 禅)
- Ву Кванюо (吴全佑)
- Десять тигров Кантона (广东 十 虎)
- Чен Фэйк (陈 发 科)
- Чан Хонг (陈 享)
- Вонг Фей-Хунг (黄飞鸿)
- Сан Лу-Тан (孙禄堂)
- Хо Янжа (霍元甲)
- Ип Мэн (叶 问)
- Ван Цзы-Пин (王子平)
Известные современные актеры:
- Брюс Ли (李小龙)
- Саммо Хунг (洪金宝)
- Джеки Чан (成龙)
- Джет Ли (李连杰)
- Донни Йен (甄子丹)
- Винсент Чжао (赵文卓)
Южный Богомол (南 派 螳螂), который на кантонском диалекте читается как Нам (юг) Пай (клан) Tong Long, переводится как Южный Стиль Молящегося Богомола и является китайским боевым искусством народности Хакка (客家) — Кантонское прочтение Хa Ka или Ха Ga указывает на первоисточник этого искусства, принадлежащего потомкам династии Хань, которые позже мигрировали на юг Китая во время политических волнений. Стиль ведения боя Хaккa «Богомола» не имеет никакого отношения к очень распространённому стилю Северного Богомола. С точки зрения истории, техники и методики Южный Богомол более тесно связан с другими стилями Хаккa, такими как Дракон (龙 形 拳) или Бак Meй (白眉 拳).
Южный Богомол ставит акцент на ведение ближнего боя. Эта система известна своим методом работы с энергией на короткой дистанции. Уникальность этого стиля проявляется в использовании как «внутренней» так и «внешней» техники. Практическое боевое применение Южного Богомола акцентируется на использование коротких серийных действий руками в верхнем и среднем уровне и ударами ног по нижнему уровню. Такой уклон к ведению боя преимущественно на ближней дистанции многие назвали бы «уличным боем». Изощрённая, но практичная и надёжная система защиты-атаки руками на верхнем и среднем уровне позволяет, защищаясь, молниеносно переходить к безжалостным атакующим действиям, ведущим к серьёзным травмам противника. Для ног характерны короткие и быстрые перемещения в дистанционном диапазоне, позволяющем постоянно ими атаковать по нижнему уровню противника. Также ноги выполняют аналогичную рукам защитную функциюю. Эта работа построена таким образом, что боец никогда не остаётся несбалансированным или уязвимым.
История
Существуют четыре основные ветви Южного Богомола:
- Чоу Гар (周家; семьи Chow)
- Чу Гар (朱家; семьи Chu)
- Квонг Сай Джук Лум (Kwong Sai Jook Lum) (江西 竹林; Бамбуковый Лес)
- Железный Бык (铁牛; Iron Ox)
Происхождение этих боевых систем из географически близких регионов и популярность среди одной народности Хакка позволяет с некоторой уверенностью предположить единство корней всех четырёх направлений. Подтверждением этому могут служить также сходные методы обучения, наличие аналогичных названий «форм», таких как Сарм Бо Джин (三步 箭; Sarm Bo Jin), и общие принципы применения техники.
Однако, несмотря на родословное сходство этих ветвей, нет достаточно точного исторического материала, чтобы проследить их первоначальное возникновение и свести к единому общему родоначальнику.
Тем не менее, направления Чоу Гар и Чу Гар могут быть отнесены непосредственно к Мастеру Лао-Шуй.
Истоки системы Квонг Сай Джук Лум являются спорными. Некоторые сторонники Чу Гар пытаются объединить ветку Квонг Сай Джук Лум и отнести её также к Лао Шуй. Однако эти утверждения были опровергнуты многими фактами.
Есть другие южные стили, такие как Чука Шаолинь, которые использует технику, подобную технике Южного Богомола. Они не являются его частью и выделены в группу боевых искусств Хакка Куэн.
Чоу Гар
Ветвь семьи Чоу (周家) ведет свое искусство с 1800 г. от Мастера Чоу Ах-Нам (周亚南). Принадлежащий семье Хакка, мальчиком он покинул свой дом в провинции Гуандонг (Guandong) для лечения в южном монастыре Шаолиня, провинция Фуцзянь. Находясь в монастыре, дополнительно к традиционному лечению, он прошёл обучение боевому искусству и стал Мастером. Конечным итогом его практики стало создание школы Южного Богомола. Его учеником был Вонг Фук Го (Wong Fook Go (黄 福 高), который впоследствии стал одним из учителей Лау Сойи (Lau Soei). Современной популярности Чоу Гар обязан мастеру Ип Шуй,(Ip Shui) прямым учеником Лау Сойи. На протяжении всей жизни он способствовал распространению Чоу Гар в Гонконге, Австралии и Англии.
Чу Гар
Ветвь cемьи Чу (朱家) относит проихождение своего искусства к родоначальнику Чoу Ах Нам и второму мастеру Чу Фук То. Последний адаптировал стиль Южного богомола для борьбы с противниками из маньчжурской династии Цин (Manchu Qing Dinasty 1644–1912), которая опрокинула китайскую ханскую императорскую семью Минг (Chan Chinese Ming 1368-1644). По архивным данным филиала семьи Чу, Мастер Чу был членом императорской семьи Минг. Во время переворота он нашёл убежище в монастыре Шаолинь в провинции Хэнань. После разрушения Северного монастыря Шаолинь, Чу бежал в Южный монастырь Шаолинь в провинции Фуцзянь. Затем он способствовал развитию и распространению своего искусства в окружающих монастырь регионах.
Современные студенты Чу Гар считают своим основателем Лау Шу ( Lau Soei 1866–1942; 劉瑞; 劉水). Они продолжают традиции своей школы в Гонконге после того как Мастер умер в 1942 году. Чу Гар можно найти в Китае, Гонконге, Австралии и США.
Квонг Сай Джук Лум (Kwong Sai Jook Lum)
Согласно устной традиции следы стиля Квонг Сай Джун Лум (江西 竹林) ведут к трём местам: храму Джук Лум Ги (Jook Lum Gee 竹林寺), Ву Тай Шань (五台山) в провинции Шаньси и к горе Лонгу (Longhu 龙虎山) в провинции Цзянси (江西).
Легендарный монах Сом Дот (Som Dot 三 达祖 师) cоздал свою боевую систему в 18 веке, по преданию, наблюдая за поведением отчаянного богомола в драке против превосходящей его по силе змеи. Он передал искусство ближнего боя Ли Кун Цзин (Lee Кun Ching 李官清), позже известного как Ли Сием-Зее (Lee Siem See李 禅师); имя, которое можно перевести как «Дзен Мастер Ли». Ли Сием в поездках по Южному Китаю распространял своё искусство среди широких слоев населения. Его ближайший ученик Ченг Уйи Чанг (Cheung Yiu Chung 张耀宗) из провинции Гуандун позже вернулся с ним в Kwong Sai для того, чтобы завершить свое обучение в Jook Lum Gee.
В 1919 году Ченг вернулись на проживание в Вэй Ян Сянь (Wei Yang County) Дaн-Шуй в провинции Гуандун. В течение зимы 1929 года Cheung открыл свою первую школу боевых искусств и клинику традиционной китайской медицины в округе Бао-ан (Bao'an), город Пингшан (Pingshan 坪山). Он продолжал содействовать развитию системы Jook Lum. Вонг Yook-Конг (黄 (公) 毓 光) и Lum Wing-Fay (林荣辉; 1910-1992), также известный как Lum Sang (林 生; Lum Sang можно перевести как г-н Lum), и Ли Шен Шен (李 肾胜) являются одними из его учеников того периода.
Последнюю часть своей жизни Мастер Cheung проводит в Гонконге. Здесь он открывает студию боевых искусств и становится старшим преподавателем в Профсоюзе корабельных и портовых работников Хакка. Практически, классы в Гонконге велись Wong Yook-Kong. Эта школа существует и поныне. Wong Yook-Kong был крупным мужчиной. На тренировках он уделял большое внимание развитию силы и общего физического состояния до перехода к изучению внутренних аспектов стиля. Одним из его любимых методов обучения была практика с 30 до 60 фунтами (14–28 кг) железных колец, одетых на запястья рук во время выполнения технических форм. В результате его ученики также подчёркивают необходимость специального физического развития в своей подготовке. Род Wong Yook Kong продолжается его двумя сыновьями: Wong Yiu Hung (黄耀雄) и Wong Yiu Хва (黄耀华). К другим продвинутым студентам можно отнести Ли Квок Леунг (李国良) и Си Фу Джона Ку из Портленда, штат Орегон (Ученик Wong Yook-Конг и Lee Wing Sing). В 1920 одному из самых молодых студентов Cheung в Гонконге по имени Lum Sang посчастливилось встретиться с Ли Сием Зее во время одной из поездок в Гонконг, связанной с созданием буддийского храма (Chuk Lam Sim Yuen). В течение следующих семи лет Lum Sang сопровождал учителя в его религиозной миссии. Такое каждодневное общение позволило ему перенять боевое искусство Южного Богомола в полном объёме и проникнуться философско-религиозными аспектами и усвоить прикладные стороны системы. В 1930-х годах Lum Sang вернулся в Гонконг и открыл свою школу в храме Tong Long Pai в городе Kowloon. По фотографиям и описаниям Lum Wing Fay (второе официальное имя) был небольшого роста, примерно 5′ 2″ (159 см) и весил 120 фунтов (55 кг). Такие природные параметры его тела определили переориентацию приоритетеов его школы в сторону развития чувствительности к действию противника, мягкости в исполнении техники и концентрации на безжалостных атакующих действиях, не оставляющих шанса противнику для контратаки. Его последователи продолжают следовать данной концепции до сегодняшних дней, что делает её отличительной характерной чертой школы. В 1942 году Lum Sang эмигрировал в Соединенные Штаты и поселился в китайском квартале Нью-Йорка. По просьбе Ассоциации Хaккa он начал обучение молодых людей в китайском квартале. Храм Hip Sing Tong на Пелл-стрит предоставил ему для этих занятий своё помещение. В конце 1950-х годов Lum Wing Fay открывает классы для широкой публики в помещении Ассоциации Спортивного Клуба Свободный Maсон, также известном как Хун Цзин (Chung Ching). К 1963 году его школа Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai набирает силу и становится одной из крупнейших школ Кунг-Фу в США. Несмотря на широкую известность и популярность этой школы, приоритет поступления в неё был отдан молодым людям китайского происхождения. До настоящего времени народность Хакка считает Южного Богомола своим национальным (семейным искусством). В 1969 году Мастер Лам «складывает руки» — уходит из преподавания и переезжает на Тайвань. Lum Sang умер в 1991 году. Его близкие ученики, такие как Harry Sun, Wong Buk Lam, Gin Foon Mark, Henry Poo Yee и Loui Jack Man, утверждают себя как достойные преподаватели стиля. Они следуют примеру и высокой репутации, заработанной Gin Foon Mark после того, как учитель Lum Sang «скрестил руки» (ушёл на отдых). Все эти люди способствовали развитию и популяризации этого искусства в Соединенных Штатах и во всем мире. Gin Foon Mark стал самым известным адептом и Мастером Южного Богомола в пятом поколении. Все мунускрипты, алтарь школы, рецепт целительной мази, печати предыдущих Мастеров школы и знания искусства перешли к нему от Lum Sang, что было официально зарегистрировано.
Железный Бык
Ветвь Железный Бык (铁牛) названа в честь ее основателя, Железного Быка Чой (Choi Dit-Ngau; 蔡 铁牛). Он получил это прозвище за свою удивительную способность выдерживать удары соперника. Также он был известен как активный участник кровавого Боксерского Восстания (1900 г.). Эти волнения были направлены против правления Цин (Ching) и на восстановление легитимного правительства Минг (Ming).
В 1960 году мастер этой школы Хо Кунг Ва (Ho Kung Wah) первый раз представил данный стиль в Европе (Великобритании). Большинство же адептов Железного Быка в настоящее время находятся в Южном Китае. Небольшие школы этого стиля можно найти также в Южной Америке, Европе, Канаде и Австралии.