Как любое искусство, сущность Б.И. заключается в творческом самовыражении индивидуума. Творческий процесс во многих видах такой деятельности включает в себя повторяющиеся акты. Особенно это заметно на ученическом, подготовительном уровне мастерства, когда закладывается фундамент и ученик вынужден повторять (например движение) до появления умения, а  в дальнейшем, навыка выполнять его. Многие остаются на этой ступени и ограничивают себя циклическим шлифованием школьной программы. Они искренне верят, что безупречное выполнение канонов и есть высшее мастерство в Б.И. Очевидно, что такой взгляд ущербен, как для самих адептов, не способных раскрыть себя, так и для объекта искусства, «замороженного» на уровне ремесла, не обогащённого и не развитого во взлёте прозрения. Установка на цикличность и повторение сама по себе противоречит понятию творческого акта. Искусство рождается в тот момент, когда отступают правила и шаблоны.

Мифическая пелена ложных посылов и предрассудков сопутствует всей истории  Б.И. Стили, школы и сами «мастера» с готовностью скармливают своим последователям легенды о своей  уникальности, исключительности и непобедимости. С приходом восточной культуры единоборств на западный рынок этот процесс коммерциализации был подстёгнут жадностью европейских и американских потребителей ко всему необычному, красочному, «не так как у нас». По сути дела, в настоящее время, школы Б.И. выстраивают свои «заборы» из правил соревнований, сопутствующей атрибутики и другой идентификации, изолируются внутри этого искусственного пространства и «говорят» в нём на понятном только им языке. Посторонним со своими правилами вход туда запрещён, впрочем, так же как и выход – отделение для создания своей школы. В последнем случае вас объявят «неверным» и предадут анафеме. Забывают «мастера», что все школы когда то были созданы людьми. Опять же, две стороны: адепты и само искусство страдают от такого подхода в равной мере. Руководители школ не ведают простую истину, что искусство, которое они несут – это не школа и не имя, которые они так ревностно охраняют.  Стиль, школа, имя – замкнуты и конечны. Б.И. – это прежде всего, человек! Именно он творит через самовыражение своих чувств: спокойствия, гнева, ярости и доброты. Стиль – лишь язык, на котором говорит тело и разум человека. Техника ничего не значит до того момента, пока не попадает в искусные руки. Краски, кисть и полотно – только инструменты художника.

Б.И. можно выделить по своей красоте и яркости из всех остальных артистических форм человеческой деятельности. Оно содержат в себе кристализованный «момент истины». Опосредственная связь человека ведущего бой с реальным моментом: здесь и сейчас, острота и ясность присутствия, самореализация и слияние с окружающим миром в данный момент, сложно переоценить или найти в таком сильном выражении в каком либо искусстве ещё. Нет места для ошибок и слабости, невозможно оправдать или объяснить несовершенство своих действий, ничто невозможно исправить, отложить или повторить. Каждый прожитый момент может быть последним. И вопрос здесь не в том, кто победит или проиграет, а именно в полном присутствии и реализации себя через язык Б.И. и деянья самого лучшего на что ты способен в данный момент. Последствия отходят на второй план. Случится то, что должно случиться.

В современное время, при наличии современной технологии, целенаправленность Б.И. лежит не только в рамках умения защитить себя и своих близких от агрессии. Б.И. перестали нести узкую функцию «сохранения целостности». Существует множество других способов сделать это. Например, огнестрельное оружие может быть намного эффективнее во многих случаях. К тому же, оно не требует, в большинстве конфликтных ситуаций, неприятного контакта с противником. Тем ни менее, люди приходят в Б.И. Ими руководят различные мотивы, каждый из которых имеет свою индивидуальную окраску и свой спусковой механизм. Большинство практикующих, часто бессознательно, хотят найти в своих занятиях нечто большее, чем технические навыки ведения боя. Пытливое сознание ищет то, что можно было бы переложить на обыденную жизнь, за пределами места для практики. Этот контекст в Б.И. ранее заполнялся философско-религиозными доктринами. Известно, что изначально, религия и философия послужили отправной базой появления Кунг Фу и были сутью одной материи, дополняя друг друга. За редким исключением, эта составная часть полностью отсутствует в современных школах. «Мастера» не удосуживаются обратить внимание на то, что в процессе продвижения вперёд они потеряли штаны и остались в нижнем белье. Как должное, присутствует в современных залах бездумное преподавание голой техники без намёка на элементарное истолкование её корней, не говоря уже о заглядывании в философские премудрости, на которых жиждется здание этой техники. Мораль, этика, раскрытие стиля на базе современных понятий о биодинамике тела, физиологии и психологии человеческого сознания применительно к умению вести бой, вполне могли бы заполнить образовавшийся вакуум. Но для этого «мастера» должны иметь хоть не академическое образование, так пытливый ум и искорку творчества в душе.

Мало следовать канонам и консервировать наследие. В закупоренной комнате воздух быстро портится. Боевые искусства - это живой организм, растущий и трансформирующийся. Как ребёнку, ему нужны активность и хорошее питание. И то и другое может принести только человек, способный оценить и перенять прошлые знания Мастеров и сделать следующий, свой творческий шаг. Ибо, рядом со словом Боевые стоит слово И С К У С С Т В А.

 

Игорь Мессинг

© 2024 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены

?>