Вместо эпиграфа:

«…научить — невозможно,

можно научиться…»

Проблема с учителями.

А почему собственно проблема?

Бытует мнение, что тяжело найти достойного наставника, способного за разумный период жизненного времени и умеренную денежную компенсацию сделать из простого обывателя мастера, владеющего удивительным воинским искусством. Правда ли это? Несомненно! Однако, посмотрите сколько меркантильности и узости в таком подходе. Похоже, что от нечего делать вы сунули в карман авоську, накинули пальто и решили прошвырнуться до рынка и обратно, чтобы побаловать себя чем нибудь свеженьким к обеду.

А почему, собственно, мы думаем, что достойных Учителей так много и проживают они как раз в тех местах и в тоже историческое время, что и мы?

Много ли в вашем городе врачей, к которым вы уверенно могли бы пойти, расcчитывая на профессиональную грамотную помощь? Может быть вас окружает немереное число искусных портных, способных изящными линиями нового костюма преобразить вашу, далеко не идеальную фигуру? О мудрецах - правителях и говорить не будем: о тех, кто сеял «разумное, доброе, вечное». Даже поискав таких на всей исторической шкале, вряд ли сыщем десяток‐другой. Талантливых людей в любой области человеческой деятельности мало! Это первая аксиома.

Учителей — мало.

Помним, что речь идёт о носителях реального опыта, готовых и способных передать его.

Исторически, любой опыт, накопленный предыдущими поколениями, передавался двумя путями.

1. Из рук в руки (через людей), я бы добавил для точности, из уст — в уста. Зачастую это была вербальная трансляция через сказания, притчи, песни, стихи, обряды.

2. Путём изучения фиксированной информации на различных носителях. Твёрдые носители (наскальные рисунки, глиняные дощечки, свитки, книги) и электронная запись открыли возможность передачи знаний и опыта более широкому кругу страждущих его перенять.

То, что касается творческой деятельности и навыков, относящихся к искусству, можно добавить, что опыт передавался от «сердца к сердцу».

Западная цивилизация в период зарождения капиталистического способа производства была вынуждена упростить механизм обучения. Место учителей (мастеров своего дела) заняли педагоги. Передача мастерства была вытеснена массовым обучением. На среднем уровне (за исключением талантливых), педагоги «изображали» преподавание предметов. Ученикам ничего не оставалось делать, как притворяться, что они этим предметам обучаются. В тот период в подсознании людей укоренилась ложная истина, что, если учителям платят — значит они обязаны научить. Практика зачастую не подтверждает такой связи. Таким образом был решён вопрос подготовки «специалистов» в массовом порядке.

Почувствовав однажды зуд интереса к боевым искусствам, остановить своё любопытство бывает довольно трудно. Первые источники информации, с которыми сталкиваются «новоозадаченные» — это, конечно же, книги и кино. Эта информация лежит на поверхности и легко доступна. Хорошо, если это добротные книги и умело снятые фильмы. В противном случае, вкусив ширпотреба, новичок долго будет избавляться от ошибочных понятий и представлений о том, что такое Гунфу (Kung-Fu).

Да и можно ли научиться лишь по фильмам и книгам? Ответ однозначен. Нет. Тем не менее, глупо отвергать их сокрытые возможности. Когда вы готовы, написанные от души книги помогут отыскать ответы на вопросы давно вас беспокоящие, а ещё важнее, поставят перед вами новые вопросы.

Вопрос поиска учителя, способного вдохновить новичка и дать ему верные ориентиры, бесспорно один из основополагающих в мире Боевых Искусств (Б. И.) Ни одна книга и ни один фильм не заменят живого человеческого общения. Кроме того, традиционно, опыт в Б. И. может передаваться при физическом контакте с учителем (при работе в паре с ним) на уровне трансляции того или иного состояния, часто на фоне тяжёлой физической усталости. Когда ученик готов, такая закодированная форма передачи знаний всплывает в сознании ученика, и при достаточно развитой чувствительности ему остаётся лишь повторить ранее заложенное. Так что без учителя никак не обойтись. И помочь здесь может только случай.

Тяжело? Чувствуете безысходность? Могу вас успокоить. Вы не одиноки. Надо только понять и принять тот факт, что поиск учителя — это не проблема, а реальность, перед которой стоят все, вставшие на Путь Гунфу.

Вторую аксиому можно сформулировать достаточно просто.

Нет идеальных учителей, также, как не существует непобедимых мастеров.

Во-первых, начав активный поиск «подходящего» наставника, вы предъявляете к потенциальному субъекту свои личные критерии. А где гарантия, что эти критерии не ошибочны и не подведут вас? Скорее всего, так и произойдёт при отсутствии опыта в новой для вас области.

Во-вторых, современное представление об учителях Гунфу основано, в основном, на рассказах о неких легендарных мастерах (реально существовавших или являющихся

плодом народного фольклора).

Поиски такого седовласого, узкоглазого «эталона» с просветлённым челом неминуемо заманит вас в капкан заблуждений, который вы сами и захлопнете.

По мне, так лучше вообще не иметь наставника, чем идти за тем, кто уведёт в дебри своих ложных представлений. Мой личный опыт показал, что каждый из трёх индивидуумов, которые повлияли на моё продвижение в Гунфу, обладал существенными личными и профессиональными достоинствами и изъянами в разных пропорциях. Не будь на то слепого упорства и желания чему-то научиться, расставание с ними было бы неминуемо в самом начале. Отбросьте в сторону личные амбиции и требования к личностным качествам преподавателя. Вы пришли к наставнику учиться — делайте это.

Не тратьте время на долгие поиски и ожидания. Открою секрет. На первых порах абсолютно не важно, кого вы выбрали. Приступайте к занятиям с тем, кто в какой-то мере отвечает званию учитель. Будьте внимательны и критичны к себе и к нему. Стойте крепко на земле реальности и не создавайте кумиров. Время покажет. Даже если первый шаг был ошибочен, вы достигли самого главного: набрали вполне достаточно информации и практических навыков, чтобы сформировать своё мнение и не ошибиться в следующий раз. Хотя, вполне возможно, что ваш выбор был верен с самого начала.

Настало время разобраться, чем учитель отличается от ученика.

Во-первых, учитель должен обладать комплексом навыков, который для его последователей является определённой ценностью. Именно эти навыки ученики и хотят перенять в процессе общения с учителем. Забавным является тот факт, что степень владения таковыми навыками самим учителем является не суть важной. Главное — наличие разрыва в уровне между лидером и его последователями.

Во-вторых, учитель обязан понимать механизм работы системы и способы (методики) её преподавания. В связи с этим возникают две курьёзные ситуации. Часто бывает так, что мастер, уникально владеющий материалом внутри своей школы, не способен передать знания своим подопечным. Он просто не знает, как учить.

Противоположное состояние возникает, когда учитель сам не достиг высот в силу различных причин, однако был достаточно талантлив и грамотен, чтобы продвинуть своих учеников до высших ступеней мастества. Современный спорт тому пример: упорные и талантливые ученики превосходят по результатам своих тренеров.

Как же оценить знания и умения потенциального учителя?

Для новичка — это почти нереальная задача в силу отсутствия «навигационных вешек», ключевых моментов, на которые необходимо обратить своё внимание.

Тем не менее, вполне возможно обойтись без советов и оценок посторонних авторитетов. Больше доверяйте комбинации своего внутреннего голоса (интуиции) и логическому мышлению. Для вещей уверенности подскажу два способа проверки учителя на «вшивость». Учтите, что любые ваши поиски и умозаключения должно носить внутренний характер (быть внутри вас). Уважайте людей, место и предмет, который вы изучаете, независимо от того, что вы об этом думаете. Уважение — это первое и наиболее важное условие вашего прогресса. Также и для «здоровья» полезнее держать свой язык за зубами в мире Б. И., даже если вы не согласны или вам что-то не нравится. В конце концов вас в гости не приглашали, так что ведите себя тихо и достойно.

Проверка на наличие противоречий между знаниями и умениями учителя.

1.Преподаватель чрезмерно красноречив, постоянно критикует другие школы, часто бывает очень эмоционален во время своих объяснений, может унизить или оскорбить своей критикой действия своих учеников. В тоже время, он не способен продемонстрировать свои навыки на том уровне мастерства, на которое претендует вербально.

2.Учитель «забивает» своих учеников фокусами и трюками, однако не может чётко дать описание связи между ними и принципами (теорией), на базе которой они выполняются.

Проверка навыков других (более старших) учеников данного учителя.

Объектом любой школы, тем «материалом», с которым работает данная школа, является человек. Таким образом ученики, и именно они, обязаны демонстрировать то, что проповедует их лидер. Ученики являются той лакмусовой бумажкой, которая может выявить способность учителя учить. Много лет практикующие ученики обязаны, хотя бы отчасти, быть сопоставимы со своим учителем в мастерстве.

Природа обмана и как защитить себя от него.

Предположим, что вам повезло и нужный человек найден. Это ещё не значит, что вас будут искренне учить. Помните начало нашего разговора: если педагогу платят зарплату — он обязан учить. К сожалению (для псевдо-страждущих) и к счастью для истинного знания, этот постулат не работает в боевых искусствах. С другой стороны, нельзя быть наивным ягнёнком, боящимся защитить себя от явного обмана. В связи с этим полезно знать природу и способы введения в заблуждение. Для выявления лжи может понадобиться время, но это лучше, чем следовать за морковкой, вечно висящей перед твоим носом.

1. Первый способ обмана — «отрицательная ложь»

Это наиболее распространённый вид введения в заблуждение. Преподавателю, владеющему целостным представлением о системе, достаточно просто скрыть, утаить, недоговорить (на первый взгляд несущественные моменты), чтобы развалить всю концепцию учения. Несведущего ученика будут достаточно добросовестно обучать внешним формам данной школы на протяжении продолжительного времени, так и не удосужившись посвятить в тот простой принцип, который пронизывает все демонстрируемые атаки, блоки и так далее. В реальном противостоянии вся песочная надстройка рухнет, причинив её владельцу (ученику) существенную физическую и моральную травму.

2. Второй способ обмана — «положительная ложь»

Это более коварный и изощрённый вид лжи, требующий значительной сметки и знания материала учителем. Преподаватель вынужден свести вместе «концы с концами» так, чтобы никто ничего не заметил, как в хорошем детективе. По сути — это метод искажения ключевых моментов системы. То есть учитель сознательно учит ошибкам.

Ярким примером такой профанации (наблюдающейся на рынке каратэ уже десятилетия) является обучение ударам полностью выпрямленной рукой в конечной фазе. При этом, открытый локтевой сустав, не только оказывается в положении, связанным с тяжёлой травмой, но и сам удар значительно ослабляется.

3. Третий способ обмана — «системная ложь».

Это самый комплексный вид обмана. Материал даётся «не по системе». Нарушается сама структура преподавания. Такой способ часто можно наблюдать в местах, где коммерческая сторона обучения перекрывает всё остальное. Сочный винегрет от боевых искусств способен привлечь и удержать значительное число поклонников продолжительное время. Инструктор преподаёт всё сразу. Новичкам могут быть предложены продвинутые формы. Упражнения с оружием могут опережать практику фундаментальных навыков. Уровень учеников в таких местах не соответствует излагаемому материалу, но никого это не волнует. В результате нарабатываются ошибки и закрепляются неправильные представления.

Способы защиты от возможного обмана.

Всё вышесказанное совсем не значит, что вы обязательно попадётесь на удочку шарлатана. Есть много достойных мастеров, искренне желающих донести и передать глубокие знания. Защищаясь от лжи, вы защищаете не только себя, но и само Боевое Искусство от накипи и пены, порочащей её изначальный характер.

1. Учитесь критически мыслить (применяйте это качество не только во время практики, но и в любой повседневной ситуации).

2. Учитесь специальной терминологии, чтобы быть способным корректно сформулировать свой вопрос.

3. Задавайте учителю и его ученикам вопросы. Следите за тем, чтобы их ответы не расходились с практикой.

4. Изучайте литературу не только по выбранному вами направлению (школе), но и по смежным дисциплинам. Образовывайте себя.

5. Сравнивайте и анализируйте мастерство представителей различных направлений.

Кто виноват и причины искажения при передаче знаний.

Три столпа поддерживают колосс Боевых Искусств.

Это: Учитель — Учение Ученики.

Отнимите одну из этих составляющих, и храм искусства захиреет и перестанет существовать. Вину за ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в боевых искусствах, можно одинаково распределить между Учителями и Учениками поровну. Первые в силу ряда причин не спешат (или не заинтересованы) в передаче знаний. Вторые зачастую не готовы принять драгоценный груз. Не имеет смысла докапываться и искать ответ на вопрос из классической русской прозы: «Что делать и кто виноват?»

Гораздо важнее принять объективность настоящего момента и своей малой толикой (практикой) способствовать исправлению и оздоровлению искусства ведения боя.

Не правы те, кто видит в каждом азиате мастера. Узкие глаза, ещё не признак мастерства. Неправомерно также заключение, что азиаты никого и никогда не учат (имеются ввиду представители белой расы). Это расхожие штампы. Такого рода обобщения совершенно неуместны и вредны. Спросите любого человека, практикующего тот или иной вид Б. И. достаточно долго, и вы услышите разные, иногда противоречивые истории. Путь каждого практикующего уникален.

На поверхности лежат, по крайней мере, три объективных причины, способствующих искажению знаний в процессе его передачи.

1. Большая часть Б. И. пришла к нам с Востока и азиаты являются оригинальными носителями знаний в этой сфере. Из их среды, индивидуумы, способные передать неискажённой информацию, не всегда являются непогрешимыми философами и мудрецами. Не все мастера блещут высоким интеллектуальным развитием, отличаются обширным кругозором и могут похвастать отменным образованием. Я лично встречал китайцев, получивших в наследие знания и навыки редких семейных стилей Гунфу, но не имеющих абсолютно никакого формального образования и навыков преподования. Будь на их месте наши соотечественники, мы бы сказали, что они приехали «из глубинки». Если такой «несовершенный» учитель имеет даже искренние намерения научить, то он может ошибиться, посеять в учениках ложные представления и передать свои заблуждения в силу культурной и социальной «разнополярности».

2. Твёрдые носители информации, прежде всего, книги, не всегда являются надёжными источниками. Особенно это касается переводной литературы первоисточников. Существенным камнем преткновения является тот факт, что перевод (скажем с китайского, при наличии множества диалектов), не имеет идентичного русского подстрочника и, стало быть, является лишь интерпретацией. Даже, если это удачная работа хорошего профессионала — это ещё не гарантия, что смысл оригинальной работы донесён без искажений. Ведь переводчики (как правило) не являются специалистами в боевых искусствах.

3. Существенная доля вины в искажении знаний лежит на нас, учениках. Я имею ввиду учеников — европейцев и американцев. Мы пытаемся перенять искусство, вынутое из оригинальной колыбели азиатской культуры, пронизанное и порождённое иной историей, религией и традициями. Нет никаких гарантий, что даже если нас будут правильно учить, мы способны впитать и передать эти знания следующему поколению без искажений. Ведь сама материя нашего сознания глубоко разнится с менталитетом восточного человека.

Я искренне желаю вставшим на Путь Боевых Искусств найти своего учителя и приблизиться к мастерству в выбранном направлении. Однако, прежде чем начать практику с конкретным человеком, рассмотрите повнимательней не только качества самого учителя, но и всё, что его окружает: его учеников, способы его преподавания, место проведения занятий.

Подготовлено: И. М.

Р. S. О проблемах с учениками мы поговорим немного позже на этой же страничке.

© 2019 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены