Биография Мастера Джин Фун Марк

 

Джин Фун Марк (Gin Foon Mark) родился 14 сентября 1927 года в небольшой деревне на окраине города Тойзан (Toisan), провинции Квонг-Тонг (Kwong Tong), в южной части Китая. Его родители назвали его Джин, что в буквальном переводе означает открытый и откровенный. Первые уроки Кунг Фу он получил от своего прадедушки в возрасте пяти лет. Старый мастер учил его семейному стилю «Мок Гар» (Mok Gar). Имена Марк и Мок имеют одно и тоже значение.

 

Мок Гар Кюен (Mok Gar Kuen) — Бокс Семьи Мок, имеет свою отдельную интересную историю. Происхождением он обязан Шаолиньскому монаху Мок Да Си (Mok Da-Si). Находясь в Монастыре Южного Шаолиня, он преподавал этот стиль исключительно близким членам своей семьи. До третьего поколения мастеров это искусство было известно просто под названием Бокс Шаолиня. Позже, стиль стал носить другое название — Мок Гар, в честь незаурядного Мастера этой семьи по имени Мок Чинг Гил (Mok Ching-Gil). Его многократные победы на турнирах сделали данный стиль более открытым для обычной публики.

 

В дополнение к Мок Гар, маленький мальчик начал практиковать под руководством своего дяди по материнской линии Конг Бон Фу (Kong Bon Fu), известного своим мастерством Белого Аиста (White Crain). Джин Фун Марк оказался от природы способным учеником. Он быстро усваивать материал, будучи пытливым и наблюдательным. За несколько лет он освоил стиль Белого Аиста в полном объёме, включая все формы и работу с оружием. Много времени было использовано им в этот период на получении навыков и инструкций по ведению «свободного боя».

 

В тот момент, когда Вторая Мировая война коснулась Китая, Джин Фун Марк жил со своим дядей. Его родители и дедушка успели переправиться в США, где успешно открыли свою прачечную. В Китае была объявлена мобилизация и дядя Джин Фун Марка был призван в армию. Чтобы спасти юношу от японских оккупантов, он успевает послать его в монастырь Пагода Лаук Ийм (Luk Yim Pagoda Temple). По законам того времени, если 13-ти летний юноша был бы обнаружен японскими оккупантами, его бы расстреляли или взяли в услужение офицерскому составу армии. С другой стороны, попав в руки китайских чиновников, он немедленно был бы призван в действующую армию, несмотря на свой юный возраст. На его счастье, обе воющие стороны обходили религиозные места стороной, сохраняя молчаливый нейтралитет, каждый по своей причине. Жизнь в монастыре Мастер называет наиболее значимым временем в своей жизни. Не имея и в последующем формального академического образования, он вспоминает этот период как время напряжённого труда. Вместе с практикой многих традиционных Кун Фу стилей Шаолиня, он изучает Буддизм, традиционную китайскую медицину, каллиграфию, рисование и кулинарию.

 

Основным куратором Джин Фун Марк в монастыре был Святой Буддист Мун Кэй Фат Си (Moon Kai Fat See). Он был мастером Хлопковой Ладони (Cotton Palm). Нахожу необходимым поправить, на мой взгляд, неточный и ошибочный перевод и, соответственно, понимание этого названия. Cotton имеет мало известный перевод: согласовывать, привязываться.

 

Монах также учил юношу стилю Тигриный Коготь, астрологии, Фенг Шу и гаданию (предсказанию). Мастер Марк сохранил глубокую благодарность к своим учителям. Он говорит: «Я никогда не посещал обычную школу, но я получил прекрасное образование от своих учителей. Я черпал из культуры своего народа. Это очень важно — знать свою культуру».

 

Из монастыря юношу забрал старший дядя, человек, получивший военное образование во Франции и дослужившийся до чина генерала. В 14 лет Джин Фун Марк становится личным телохранителем генерала и его помощником. Никто вокруг не верил, что такой молодой человек владеет опасными навыками боевого искусства, достаточными, чтобы быть приближенным к генеральскому чину. Время показало обратное. Он был очень эффективен и полезен в каждодневной небезопасной работе действующего военачальника.

 

После завершения войны Джин Фун Марк возобновляет свою практику белого Аиста с дядей Конг Бон Фу. Его партнёрами по школе становятся Лак Ги Фу (Luk Gee Fu) и Чанг Хак Фу (Chan Hak Fu). Упорные занятия выводят его на уровень, когда он сам становится преподователем. Переезд в Гонконг вместе со своим дядей позволяет всё больше времени посвящать обучению других. В пёстром и богатом боевыми искусствами мире Гонконга Мастер Марк пробует себя в других стилях и принимает приглашения на «свободные» бои от мастеров. Часто его тренировки в зале местной Ассоциации Молодых Христиан (YMCA) пересекаются с практикой известного Мастера Винг Чун (Wing Chun) Ип Ман (Yip Man). Мастер Марк вспоминает короткие беседы с Ип Ман в углу зала, где тот тренировался на деревянном манекене. В одной из бесед Ип Ман заметил после наблюдения за Мастером Марк: «...мягкий стиль требует больше времени для изучения, но приводит к лучшему развитию чувствительности и ощущению времени».

 

В 1947 году Джин Фун Марк переезжает в США по просьбе своих родителей и деда. В Нью Йорке он обнаруживает, что его имя уже известно во многих китайских бизнесах, ассоциациях и культурных организациях. Он получает множественные приглашения обучать молодых китайских людей Стилю Белого Аиста и Мок Гар. Параллельно с занятиями Кунг Фу Джин Фун Марк организует передвижную танцевальную группу. Они успешно переезжают по штатам Новой Англии и украшают своими красочными танцами Льва и Дракона праздники местных китайских общин. Часто показательные выступления учеников Кунг Фу и танцевальной группы становятся первым прикосновением молодых американских китайцев к своей культуре.

 

На начавшуюся 25-го июня 1950 года Корейскую войну Мастер Марк уходит добровольцем. Оценив его кулинарные способности, начальство назначает солдата поваром в действующем гарнизоне. В свободное время он помогает сержанту Джону Кайзеру (John Kaiser), ответственному за обучение солдат рукопашному бою.

 

После Корейской войны Джин Фун Марк работал шеф-поваром в ресторане гостиницы Хилтон на Манхэттэне, в Нью Йорке. В 1956 году, как говорит сам Мастер, его жизнь полностью перевернулась. В этом году он начал занятия Кун Фу с группой молодых людей в спортивном Клубе Свободных Массонов в Нью Йорке. Он активно участвовал в работе этой организации, глубоко проникшись идеями всеобщего братства, самопознания и объединения с окружающим миром. С одним из «братьев» этого масонского содружества Чин Хо Дун (Chin Ho Dun) он становится очень близок. Чин Хо Дун имел два увлечения в жизни: свободное братство и боевые искусства. Этот человек держал небольшую торговую лавку, а в свободное время брал частные уроки Кунг Фу у «Масонского брата» и учителя Лум Винг Фай (Lum Wing Fay). Это был мастер четвёртого поколения Молящегося Богомола Южного Стиля (Kwong Sai Long Fu San Jook Lum Gee Southern Praying Mantis Kung Fu). Основной заработок учителя приходил от его Джук Лум кафе (Jook Lum Café), которое он открыл в дешёвом районе, насыщенном маленькими забегаловками, карточными залами и притонами. Лум продавал кофе, бутерброды и пирожные. Бизнес шёл вяло, так как мастер был не очень осведомлён в кулинарном деле. Особенно не удавались ему пирожные. На помощь пришёл Джин Фун Марк. Он научил «брата» по масонству тонкому ремеслу изготовления сладостей и с его помощью бизнес пошёл в гору. Беседы о Боевых искусствах между ними в конце-концов привели к тому, что «старый» Мастер, как его звали масоны, пригласил «молодого» Мастера на частный урок Чин Хо Дун. Джин Фун Марк с первого занятия был восхищён разумностью, здравым смыслом и рациональностью искусства Южного Богомола. Неудивительно, что он тут же попросил разрешение на посещение этих уроков. Старый Мастер уважительно отнёсся к предыдущему опыту своего нового ученика. Его манера преподавания напоминала дружественное руководство и наставление, значительно отличаясь от того, как он преподавал в своих открытых для публики классах. Джин Фун Марк вспоминает, что учитель всегда ждал вопроса от него для обсуждения и демонстрации. За годы этих встреч большинство аспектов системы были проработаны с большой скрупулёзностью. По воспоминаниям Мастера, они с напарником могли месяцами отрабатывать одну и ту же форму, пока наставник не переставал делать поправки и говорил: «Достаточно, хорошо». Постепенно Джин Фун Марк перестал практиковать стили изученные до этого и полностью посвятил себя Южному Богомолу. «Работа с партнёром Чин Хо Дун дала мне тонкое ощущение состояния и намерения противника, чувство времени. Непрекращающаяся шлифовка парных форм под наблюдением Мастера Лум Винг Фай раскрывала бесконечные технические возможности системы» — так вспоминает Джин Фун Марк. Параллельно с этим «старый» Мастер открывал своему ученику многие положения традиционной китайской медицины, Син Кунг (Sin Kyng) — Духа Кунг Фу и Дим Мак (Dim Mak) — искусство воздействия на жизненно важные точки человеческого тела. В конце шестидесятых годов Лум Винг Фай открывает свою маленькую клинику Дит Да (Dit Da), где принимает в основном выходцев из Китая. Все виды физических травм лечились в этой клинике исключительно травами, прижиганиями, припарками и массажем. Значительную часть денег на закупку натуральных препаратов из Гонконга даёт своему учителю Джин Фун Марк. Там же он самостоятельно делает иглотерапию для посетителей, которую он изучал в Нью Йорке у Доктора Ву Ху Пинг (Dr. Wu Hui Ping).

 

Отношения между Учителем и учеником становились всё более доверительными и крепкими и Лум Винг Фай попросил молодого мастера о помощи в его побочном бизнесе — охране наличных денег при перевозе их из подпольных (нелегальных) игорных домов в банки. Вдвоём они обслуживали шесть таких заведений в Китайском районе Нью Йорка. Репутация Мастера Лум была настолько высока и мастерство настолько безсспорно, что не было ни одного желающего пересечь его путь и попытаться ограбить доверенные ему деньги. Джин Фун Марк с улыбкой вспоминает, что большинство вызовов для эскортирования приходились на очень ранние часы, когда так хотелось поспать. Те же игровые дома частенько приглашали Мастера Марк с его танцевальной группой в праздничные дни развлечь своих посетителей. Старая традиция вызывать того или иного мастера на поединок перекочевала с Востока на Новую землю. Время от времени мастер Лум получал такие вызовы из-за океана, находясь в Нью Йорке. Перед принятием такого небезопасного приглашения наводились справки о желающем «проверить руки мастера» (прямой перевод со слов Джин Фун Марк). Большинство претендентов встречалось с Джин Фун Марк. Его учитель принимал вызовы только от мастеров с высокой репутацией. Лум Винг Фай решил «сложить свои руки» (уйти на пенсию) в 1969 году и переехать на Тайвань, чтобы закончить свой путь в монастыре. Перед своим отъездом он устроил большой банкет на 200 человек, где официально назвал Джин Фун Марк своим приемником и Мастером пятого поколения в стиле Квонг Сай Джук Лум Ги Южного Молящегося Богомола (Kwong Sai Jook Lum Gee Southern Praying Mantis). Была сделана официальная фотография Мастера Лум с его пятью посвященными (близкими) учениками: Gin Foon Mark, Chin Ho Dun, Chuck Chin, Lee Boa и Ng Shew. Все аксессуары и реликвии стиля, как: традиционный алтарь, печати предыдущих поколений мастеров и секретные записи (манускрипты школы) были переданы Джин Фун Марку. Среди них особенно интересна поэма о 36-ти линиях, описывающая Дим Марк — жизненные точки и рекомендации когда и как на них воздействовать. Также он получил из рук в руки рецепт приготовления заживляющей микстуры, которую и по сей день варит и распространяет среди своих учеников.

 

В августе этого же 1969 года популярный журнал «Чёрный Пояс» выходит с фотографией Мастера Марка на лицевой обложке и большой статьёй о его школе. Его работа с учениками и общественная деятельность по поддержанию китайской культуры в общине делают его имя всё более популярным. На большом турнире «Каратэ против Кунг Фу» в Madison Square Garden команда учеников Южного Богомола выигрывает большинство дисциплин (формы, свободный бой, работа с оружием). Из Тайваня на имя Джин Фун Марк от старого мастера приходит постоянная корреспонденция, в которой он продолжает делиться своими размышлениями, принципами и путями развития стиля. В одном из писем, датируемым 1976 годом Лум Санг обращается к ученику с такими словами: «...так как ты закончил своё обучение и я успел передать тебе мои знания, я доверяю и полагаюсь на тебя, что ты будешь учить других». В это время среди достаточно большой общины Хакка, проживающей в США поднялись националистические настроения. В частности Хакка были очень недовольны тем, что старый мастер сделал своим приемником «чужака», не члена семьи. Мастер Марк был Тойсанизе (Toisanese). Иногда, проходя по улице он мог услышать оскорбления в свой адрес. Его обзывали предателем. Нередко, Хакки просто плевали ему под ноги. Джин Фун Марк был человеком прогрессивных взглядов. Он один из первых начал преподавать Кунг Фу людям не имеющим китайских корней и, что самое непростительное с традиционной точки зрения, женщинам. Мастер говорил, что его философия была очень проста. Если человек увлечён, искренне изучает искусство и прикладывает большие усилия к этому, его надо учить. Популярность Боевых Искусств в конце 60-х, начале 70-х захлестнула Америку. О нём снимают снимают фильмы. Давид Каррадини ставит первый сериал на телевидении под названием «Кунг Фу». Восходит короткая звезда Брюса Ли. Дороги двух знаменитостей Роки Гразиано (Rocky Grazianо) и Брюса Ли (Bruce Lee) пересекаются с Мастером Марк в Нью Йорке. Роки разыскал Джин Фун Марк через своих друзей по Корейской войне. Он пригласил Мастера в свой зал посмотреть на тренировки своих боксёров. За разговором Марк показал элементы своей техники и Роки поспорил, что тот не сможет парировать его прямой удар. Это был дружественный вызов и Мастер Марк принял его. Он ответил тем, что сможет три раза ударить Роки прежде, чем его прямой достигнет цели. Как только боксёр приблизился на ударную дистанцию, Марк «связал» (скрестил) руки оппонента и трижды атаковал ногами по нижнему уровню. Продолжения боя не было. Роки признал свой проигрыш.

 

Мастер Марк был знаком с отцом Брюса Ли — Ли Хой Чуен (Lee Hoi Chuen) по Гонконгу. Когда сын уезжал в Америку, Ли порекомендовал Брюсу навестить его друга в Нью Йорке. Брюс Ли пришёл в школу к Мастеру и в течении нескольких месяцев брал у него уроки Южного Богомола. Отдельные моменты техники, перенятые у Мастера Марк, прослеживаются в его поздних фильмах. Наиболее характерными можно назвать технику «липких рук» и короткий удар. Эффективность последнего Брюс часто демонстрировал в своих показательных выступлениях. Он был так впечатлён личностью Джин Фун Марка, что даже перенял его стиль одеваться. Спустя много лет Мастер говорит о Брюсе: «... это был очень хороший и вежливый молодой человек с экстраординарной физической подготовкой». В недавно вышедшей книге «Дракон и Тигр» (The Dragon and The Tiger by Sid Campbelland Douglas Lee) есть глава, описывающая более детально практику Брюса Ли с Мастером Марк в Нью Йорке.

 

В 1971 году один из учеников Джин Фун Марк, Давид Чунг (David Chung) пригласил его в штат Миннесота, чтобы возглавить там школу Кунг Фу. На тот момент школа процветала и не могла принять всех желающих. Роль руководителя сочетала административные и преподавательские обязанности. Это было не в первый раз, когда Мастер Марк переезжал в новый город и за короткое время утверждал себя достойным преподавателем, готовым раскрыть элементы традиционной китайской культуры для всех желающих. Очень скоро у школы появились свои сателлиты и сотни учеников изучали школу Южного Богомола. В 1976 году местный продюсер Славко Новицкий (Slavko Nowitsky) предложил Мастеру Марк снять документальный фильм. Вместе они отсняли «Кунг Фу Мастер». Позже, в 1979 году Общество Истории Миннесоты включило материалы биографии Мастера Марк в документальную серию «Живая История». В следующем, 1980 году, телевизионная компания задумала снять серию эпизодов о Кунг Фу с общим названием « Ты об этом просил». Одна из серий предполагала сценарий противоборства двух враждующих мастеров. Дело должно было происходить в монастыре. Продюссер связался со старым мастером Лум и киногруппа поехала на Тайвань. Сцену снимали без предварительного проигрыша. Когда Джин Фун Марк привезли в монастырь и представили старому учителю, произошла настолько трогательная и сердечная встреча, что ни о каком единоборстве речь идти не могла. Вместо этого оба мастера продемонстрировали тонкий и грациозный условный бой. Мастеру Лум было уже за 80, но быстрая работа его чувствительных рук и молниеносность в передвижении, были свежи и опасны, как и десятилетия назад. Вернувшись в Миннесоту, Мастер Марк начал работу над съёмками видео материалов для домашнего изучения стиля. Он закрыл старую школу в Миннеаполисе и, сделав капитальный ремонт в своём большом гараже, пристроил к нему дополнительное помещение. Следующие десять лет он тренировал там. Последним местом школы, где она находится и сейчас, стал отдельно стоящий небольшой дом в Maplewood, Миннесота. Здесь сохранена вся атрибутика стиля, смешанная с многочисленными грамотами, призами, оружием, картинами и каллиграфией самого Мастера.

 

Несколько школ-сателлитов возникли по инициативе Джин Фун Марк в Европе, Австралии и на Гавайях. По глубокому убеждению Мастера этот стиль не имеет каких-либо возрастных ограничений, так как не базируется исключительно на физических способностях адепта. «Тот, кто понял систему, может развивать и дополнять её всю жизнь. Это как игра на фортепиано: вы можете начать в детстве и покуда вы живёте и ваши руки двигаются, вы можете совершенствоваться в игре. Вы можете этим улучшить и украсить каждый свой день» — говорит Мастер.

 

От основоположника стиля Мастера Сам Дарт (Grand Master Sam Dart), до живущего ныне Мастера Джин Фун Марк и его близких учеников, нить передачи знаний не была прервана. Ни одна из форм, техник или принципов не были потеряны или искажены.

 

П.С. 1.Биография Мастера Джин Фун Марка подготовлена на базе записей и разговоров с ним во время практики с ним за многие годы, а также с использованием материалов из книги «Кунг Фу Молящегося Южного Богомола».

 

2. Имена, географические и другие названия даны на двух языках, дабы максимально уменьшить ошибку в переводе на русский язык.

 

Подготовлено: И.М.

© 2018 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены